Подорожают ли автокредиты?

0
1109

Проблемы с ликвидностью могут затормозить развитие автокредитования.

Эксперты предупреждают, что из-за нехватки «длинных» денег
автокредитование обходится банкам все дороже. Вполне вероятно, что
некоторые кредитные организации временно «заморозят» такие программы, а
остальные повысят ставки и ужесточат условия выдачи кредитов. В
результате этого темпы роста автокредитования в 2008 году могут
снизиться на 25–30%.

В 2007 году доля автокредитов составила 14% в общем объеме выданных
розничных кредитов. На протяжении последних 3 лет автокредитование
демонстрирует ежегодный двукратный рост. «Основной причиной увеличения
рынка автокредитования был рост покупательского спроса. Люди стали
зарабатывать больше, стало расти благосостояние и что самое главное –
стал меняться стиль нашей жизни», – говорит Юрий Добрынин, директор
компании A.I. Kearney.

В период активного потребительского поведения входят новые поколения,
которые рассчитывают на новые продукты – так сформировался спрос на
рынке автокредитования, продолжает специалист.

По словам Павла Самойлова, специалиста департамента автокредитования
банка «Русфинанс», сегодня на рынке наблюдается некоторое насыщение,
темпы роста падают, но тем не менее, несмотря на мировой финансовый
кризис, рынок автокредитования у нас растет и развивается.

Если учитывать текущее поведение «авто»-банков (банков, принадлежащих
или ассоциированных с зарубежными производителями легковых машин),
которые при условии более легкого и дешевого по сравнению с российскими
коллегами доступа к финансированию все равно держат ставки на уровне
российских банков, вполне разумно ожидать от универсальных банков роста
ставок по автокредитованию.

В условиях сокращающейся ликвидности и удорожания ресурсов банки
значительно жестче подходят к распределению этих ресурсов между
различными секторами бизнеса, и в первую очередь сокращение
финансирования скажется на наиболее низкомаржинальных продуктах –
ипотеке и авто.

«Скорее всего, удар по авто будет слабее – дело тут, во-первых, в том,
что доходность по авто, как правило, чуть выше. Во-вторых, если средняя
фактическая продолжительность ипотечного кредита в РФ составляет 7–9
лет, то кредита на иномарку – 2–3 года, что делает автокредиты более
привлекательными с точки зрения управления ликвидностью банка», –
считает Алексей Клецко, управляющий директор блока розничного бизнеса
Банка Москвы.

Проблемы с ликвидностью могут затормозить развитие автокредитования, но
не более того, считают эксперты. По их мнению, рынок автокредитов в
России еще не достиг своего насыщения, и вряд ли он станет вторым
«слабым звеном» после ипотеки.

В целом разумно ожидать, что в ситуации, когда рост доходов становится
значительно важнее доли рынка, на рынке автокредитования банки поднимут
LTV (Loan To Value) по кредитам, что означает исчезновение или заметное
сокращение кредитования без первоначального взноса. Кроме того, стоит
ожидать ужесточения требований к заемщикам (по способу подтверждения
доходов, отношения аннуитета к доходу клиента и т.п.), и, скорее всего,
просто поднимут ставки, резюмирует Алексей Клецко.

Большинство экспертов утверждает, что на сегодняшний день необходимо
развивать региональную сеть. Все банки, которые на данный момент не
представлены в регионах, стараются как можно скорее туда уйти. А те
мелкие и средние банки, у которых не достаточно средств и нет
возможностей это сделать, скорее всего, свернут свои программы.

МАКСИМ КАЗАКОВ, credit.rbc.ru