Автокредитов хватит на всех

0
900

За полгода рынок автомобильного кредитования вырос более чем на 30%. А к концу года, согласно расчетам экспертов, в кредит будет продаваться каждая вторая машина. Вызовет ли волна автокредитования изменение ставок, выяснял корреспондент «Акадо».

Фото: ИТАР-ТАСС

В июле нынешнего года по объемам автомобильного рынка Россия вышла на первое место в Европе. По оценке аудиторского агентства PriceWaterhouseCoopers, объем продаж автомобилей за шесть месяцев 2008 года в нашей стране стал максимальным в Старом Свете. Количество приобретенных в России машин увеличилось на 40% по сравнению с таким же периодом прошлого года и достигло 1,65 млн единиц. В денежном выражении это составляет $34 млрд. Благодаря 40%−ному росту продаж отечественный авторынок потеснил немецкий, опережавший Россию по итогам первых трех месяцев текущего года (за полугодие в Германии продано на 15 тыс. автомобилей меньше).

Возросшая до небес покупательская способность наших сограждан связана в первую очередь с невероятным ростом рынка автомобильного кредитования. Как показали результаты маркетингового исследования аналитического агентства «АВТОСТАТ», в 2008 году примерно 50% новых легковых автомобилей будет реализовано с использованием кредитных схем. По оценке аналитиков, в кредит будет продано более 1,5 млн машин на сумму около $35 млрд.

Однако справедливая гордость за державу омрачается несколькими побочными эффектами, которыми может грозить нам дальнейший рост рынка автокредитования.
Во-первых, рост числа машин на дорогах пока что значительно превышает рост дорожного строительства, и час, когда движение остановится
из-за одной огромной пробки, приближается. Впрочем, эта проблема общая, и как предотвратить возможный коллапс, никто не знает.

Вторая угроза, связанная с ростом числа автокредитов, вполне адресная и касается каждого потенциального автолюбителя. А значит, при худшем варианте развития ситуации, проблема может отразиться на всей экономике страны. Речь идет о гипотетическом банковском кризисе, которым может обернуться рост рынка автомобильного кредитования. Ведь очевидно, что с ростом числа кредитов возрастает и число неплательщиков по этим долгам – закон сохранения энергии.

За примерами далеко ходить не надо. В США продолжает бушевать банковский кризис, разразившийся два года
назад из-за роста неплатежей по ипотечным кредитам. Национальная экономика страны до сих пор не оправилась от последствий кризиса. Да и не только национальная – американский ипотечный кризис отразился на всей мировой экономике.

Ипотечный кризис


 

В Штатах же банковский кризис, под влиянием роста топливных цен, постепенно разросся и затронул сферу автомобильного кредитования. По данным аналитического агентства Moody’s Economy.com, в первом квартале 2008 года американские банки понесли убытки порядка 3,4% предоставленных ими кредитов.

Впрочем, по оценке экспертов, кризис, подобный американскому, России не грозит. «На сегодняшний день объемы благонадежных клиентов, как уже сотрудничающих, так и потенциальных, позволяют удерживать темпы роста автокредитования на уровне нынешнего года», — говорит замруководителя агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов. По словам эксперта, если бы не существовало «американского примера», кризис неплатежей по автокредитам мог бы достичь своего критического пика примерно через
два-три года. «Но сейчас, имея перед лицом показательный пример, банкиры обязательно подстрахуются, — полагает Удалов. – Обязательно ужесточатся условия и по отбору клиентов, и по условиям кредитования, плюс обязательно начнут постепенно повышаться кредитные ставки».

Глава
PR-службы ИКБ «Совкомбанк» Владимир Шикин был еще более категоричен в оценке. «Банковского кризиса в связи с ростом неплатежей по автокредитам вообще возникнуть не может, — сказал Шикин. – В США причиной масштабного кризиса стал тотальный рост неплатежей по ипотечным кредитам». По словам специалиста, отличия здесь принципиальны. «Недвижимость может расти в цене, может падать, на ценообразование на этом рынке влияют тысячи разных факторов, — говорит Шикин. – Другое дело автомобили, они не падают в цене, даже топливные цены на их стоимость не влияют». По словам эксперта, кризис в США наступил
из-за того, что банки не смогли погасить убытки, реализуя заложенное обанкротившимися заемщиками жилье. «На рынке автокредитов такой ситуации случиться не может», — заключает специалист.

Между тем, даже если кризис невыплат по автокредитам банковской системе и не грозит, российские банки все равно, как прогнозировал Сергей Удалов, уже сейчас начинают страховать возможные риски.

Как рассказал замглавы Центра автомобильных кредитов Григорий Новиков, в стенах Госдумы разрабатываются два законопроекта, преследующих интересы банкиров. Первый закон введет на отечественном правовом поле такое понятие, как «физический банкрот».

Дело в том, что юридические лица в России могут вполне легко признаваться банкротами — их имущество описывается до последнего гвоздя и распродается в пользу кредиторов. А вот физические лица, по нашим законам, могут задолжать банку хоть миллиард, а потом выплачивать по 100 рублей в год, ссылаясь на отсутствие денег, без риска быть признанными мошенниками. Новый закон изменит ситуацию и позволит кредиторам взыскать полную сумму долга у банкротов. Второй закон также направлен на борьбу с мошенниками в сфере кредитования. Сейчас согласно действующему законодательству купленный в кредит автомобиль подлежит регистрации в ГИБДД, а затем в течение десяти дней заемщик обязан передать паспорт транспортного средства (ПТС) в банк. Однако, по словам Новикова, нередки случаи, когда заемщик вместо того, чтобы нести ПТС в банк, продает автомобиль и пропадает с глаз долой.

Повышать же требования к заемщикам по автокредитам коммерческие банки, по словам Новикова, вряд ли будут. «Требования служб безопасности банков к заемщикам и так достаточно высоки, — считает эксперт. – Усложнять и без того достаточно забюрократизированную процедуру нет смысла, это может отпугнуть клиентов».

Спорное требование к заемщикам


Одно из немаловажных банковских требований к заемщикам по автокредитам – необходимость страховать взятый «взаймы» автомобиль по системе КАСКО. Однако многие банки расширяют это требование, вынуждая страховать заемщиков купленные в кредит автомобили только в аффилированных с банками страховых компаниях, причем по усредненным тарифам.

А вот процентные ставки по кредитам повышаться обязательно будут. Причем, как заметил эксперт, эта мера не является дополнительной страховкой банкиров от неплатежей по кредитам. «Это в большей степени антиинфляционная мера», — говорит Новиков. По прогнозам эксперта, в течение ближайшего года процентные ставки по автокредитам возрастут на 1—3%.

Пока эти прогнозы подтверждаются на практике. Первым в нынешнем году поднял процентные ставки по автокредитам Сбербанк, увеличив их в марте на 1,5%. За ним последовал еще целый ряд банков. Однако, по утверждению главы консалтингового агентства Weekend Андрея Михейчика, значительного роста процентных ставок ждать не приходится, впрочем, снижения – тоже. «Сегодня кредитные ставки без учета дополнительных комиссий находятся в диапазоне 9—14% годовых по кредитам в валюте и 10–18% – в рублях», — говорит Михейчик. Спекулятивный рост банковских ставок сдерживает приход на рынок автокредитования иностранных игроков, таких, как «Тойота Банк», «Даймлер Крайслер Банк Рус» (теперь
«Мерседес-Бенц Банк Рус»), GM Finance, Nissan Finance, Renault Credit. В скором времени на российский рынок выйдут также BMW Bank и PSA Finance (Peugeot Citroen). Однако и снижения кредитов ожидать не следует. Хотя бы потому, что спрос на автокредиты и так высок. «Иностранцы» заявляют ставку по автокредитам в среднем чуть ниже, чем отечественные банки, — от 9% (в долларах) и 10—11% (в рублях). То есть ключевое слово в данном случае – «чуть».

В любом случае, по словам Михейчика, анализируя рынок, следует рассчитывать эффективные кредитные ставки (то есть со всеми комиссиями, страховкой и прочими сборами). А их размер на нашем рынке достигает всех 28—30%. Несмотря на вступившее в силу 12 июня требование Центробанка банкирам указывать в рекламе реальные, эффективные ставки, ситуация заметно не изменилась. А ведь при подборе кредита потребитель часто смотрит именно на кредитную ставку и зачастую на визуальном уровне принимает решение обратиться в тот или иной банк.

Андрей Гулюти, www.akado.com