Лето
— традиционный сезон покупки автомобилей. У нынешнего сезона есть свои
особенности. Пиковые продажи новых иномарок в России начались при
бурном развитии автокредитования, примерно три года назад. И сейчас
купленные тогда новенькие иномарки, накатав пробег 50 000 км, массово
поступают в продажу в те же автосалоны. Купить их можно не только за
наличные, но и в кредит. Разница с новой иномаркой лишь в
первоначальном взносе и на один процент увеличенной кредитной ставке.
Новые идеи для сбыта старых машин
Стремительное
развитие автокредитования в разы увеличило российский «частный»
автопарк. В прошлом году рынок новых автомобилей вырос на 71%, с 790 до
1193 млрд рублей. Прогноз увеличения рынка новых автомобилей в 2008
году, данный аналитиками «Русфинансбанка», составит около 29%, с
объемом до 1,5 трлн рублей. Это в свою очередь увеличивает парк
подержанных машин. За 2007 год рынок автомобилей с пробегом вырос на
45%, с 949 до 1374 млрд рублей. А в 2008 году он должен вырасти еще на
23%, до 1,7 трлн рублей. При этом в структуре российского
автомобильного рынка в 2008 году доля продаж новых автомобилей по сумме
должна составить 48%, доля продаж подержанных авто — 52%.
По
данным экспертов, рынок б/у автомобилей составляет примерно 4,0 — 4,5
млн покупок-продаж легковых автомобилей в год. Примерно 2,5 — 2,8 млн
приходится на отечественные авто, и около 1,5 — 1,7 млн — на иномарки.
В дальнейшем, по мнению аналитиков, темпы роста рынка подержанных
иномарок будут близки к тем, которые демонстрирует сейчас рынок новых
иномарок — 60 -70% в год.
Итак, рынок подержанных машин с каждым
годом насыщается все больше и больше, требуя для сбыта новых идей. Одна
из самых действенных — развитие кредитования подержанных машин. Именно
такие программы по требованию автосалонов сейчас активно разрабатывают
банки. Пока объем рынка автокредитования б/у машин намного меньше рынка
кредитования новых автомобилей. Так, в прошлом году объем рынка
кредитования новых авто вырос на 78% ,с 245 до 435 млрд, подержанных —
на 68%, с 147 до 247 млрд рублей. Увеличение рынка автокредитования
новых автомобилей в 2008 году ожидается на уровне 38%. Темпы роста
рынка автокредитования подержанных автомобилей прогнозируются менее
высокими — 21%. При этом доля продаж в кредит новых автомобилей от
общего рынка новых авто в 2008 году составит 39%. Доля продаж б/у авто
в кредит от рынка подержанного транспорта в этом году составит всего
лишь 18%. Суммарно в структуре рынка автокредитования в 2008 году 67%
продаж придется на новые авто, доля продаж подержанных авто в кредит
составит 33%.
Чем интересны подержанные авто
У
стремительного развития рынка кредитования подержанных машин есть и
другие причины. Рынок автокредитования насыщен предложениями банков,
ставки по кредитам приблизились к своему минимуму, поэтому банкиры
расширяют круг предоставляемых услуг, в том числе за счет кредитов на
подержанные машины. Это один из резервов развития автокредитования.
«Объем продаж б/у автомобилей уже сейчас занимает значительную долю в
кредитном портфеле банка, но данный сегмент особенно интересен тем, что
еще недостаточно охвачен, и потенциал его роста очень высок», —
подтверждает начальник управления потребительского и розничного
кредитования OTP Bankа Денис Сергеев.
Кредитование покупки б/у
автомобилей интересно банкам из-за более высоких ставок. Кроме того, у
подержанных автомобилей ниже скорость амортизации. «В перспективе, в
связи с приходом на рынок западных банков, доля российских игроков в
сегменте новых автомобилей будет снижаться. Компенсировать это
отечественные банки будут в том числе и за счет более активного
кредитования покупок подержанных авто», — называет еще одну причину
роста активности банков в этом сегменте первый зампредправления банка
«Стройкредит» Сергей Гусаров.
Список ограничений
Потребитель
в выигрыше, поскольку нарастающая банковская конкуренция быстро меняет
условия кредитования в этом сегменте. В первую очередь снижаются суммы
первоначальных взносов и растут сроки кредитования. Происходит
постепенное сближение условий программ кредитования новых и «старых»
машин. «При кредитовании подержанных автомобилей банк предлагает
повышенную процентную ставку по сравнению с кредитованием на
приобретение новых транспортных средств, и первоначальный взнос при
данном виде кредитования должен составлять не менее 20% от стоимости
автомобиля. В остальном условия кредитования подержанного
автотранспорта и новых автомобилей одинаковы», — рассказывает начальник
управления розничного кредитования Русского банка развития (РБР) Алла
Курвякова.
Упрощаются и требования к подержанным машинам, в
первую очередь к «возрасту». Он увеличивается до 10 лет (столько лет
машине должно быть к концу срока кредитования). Сроки кредитования
повсеместно выросли до 5 лет. Есть даже кредиты до 7 лет (РБР, ВТБ24,
МБРР). Однако еще много ограничений остается в силе, и это отпугивает
клиентов. Банки могут вводить ограничения по пробегу (например, не
более 200 тыс. км), по числу предыдущих владельцев (как правило, не
более двух-трех), по стоимости автомобиля (например, не менее $10 тыс.).
Существуют
и специфические требования к продавцу машин. Как правило, банки
кредитуют автомобили только через партнерские автосалоны или же через
договор комиссии, т.е. когда физическое лицо отдает свой автомобиль на
реализацию в салон. Банков, кредитующих покупку машин у частных лиц,
очень мало. Такую возможность, в частности, предоставляют
Русфинансбанк, МДМ-Банк, Росбанк. «Если человек решил приобрести
автомобиль у частного лица, ему нужно собрать и передать необходимые
документы в банк. Время рассмотрения заявки с момента поступления
полного пакета документов 1-3 дня. Банк принимает решение о выдаче
кредита. После чего клиент находит автомобиль, который хочет
приобрести, и предоставляет в нам на проверку паспорт транспортного
средства (ПТС) на автомобиль и паспорт владельца автомобиля, —
рассказывают банкиры. — Банк осуществляет проверку автомобиля и
продавца и выносит решение (в случае отказа продавцу автомобиля клиент
ищет новый автомобиль). При положительном решении страховая компания,
уполномоченная банком, проводит предварительную экспертизу и
устанавливает страховую стоимость автомобиля. Автомобиль снимается с
учета в ГИБДД, и заключается сделка». Клиент передает сумму
первоначального взноса продавцу. Остальные деньги продавец получает от
банка. Клиент в свою очередь получает автомобиль и кредитный долг.
«Помимо
уже действующей в банке классической программы кредитования мы
планируем вывести на рынок ряд программ, специально ориентированных на
покупку б/у авто, как в автосалоне, так и у частного лица», — сообщают
в OTP Bank. Программу покупки машин в кредит у частных лиц сейчас
готовят к запуску многие банки, так что скоро она уже не будет
редкостью на нашем рынке.
«Достаточно высокие требования к
клиенту и залогу приводят к тому, что клиенту проще взять кредит на
потребительские нужды, где необходим минимум документов», — признаются
банкиры. Поэтому доля продаж в кредит б/у машин пока еще не так высока.
«Кредитование на приобретение подержанных автомобилей не пользуется
слишком большой популярностью. Это объясняется тем, что автомобильный
рынок предлагает большое разнообразие автомобилей и большую ценовую
гамму, поэтому потенциальные заемщики стремятся приобретать новый
автотранспорт, а предлагаемые программы и сроки кредитования позволяют
им безболезненно выплачивать кредит за новый автомобиль, — утверждают в
РБР.
Будущее рынка
Основным препятствием в
развитии кредитования подержанных автомобилей являются проблема
повышенной криминализации рынка подержанных автомобилей и отсутствие
единой базы учета автомобилей, не выведенных из залога, отмечают в
банках. А также стойкое убеждение россиян, что покупка бэушных машин с
рук дешевле, чем в салоне. И, конечно, «ограничительный ряд», вводимый
банками. В перспективе, по мнению банкиров, будет постепенно
увеличиваться количество подержанных автомобилей, продаваемых через
официальных дилеров. «Безусловно, этот рынок будет развиваться, раз
существует устойчивый спрос на подержанные машины», — считают они. И
предложение. Поскольку продажи новых машин все время растут. Ведь новый
автомобиль сегодня — это подержанный завтра.
Рынок кредитования подержанных автомобилей действительно имеет большой потенциал развития. По двум причинам.
Во-первых,
в среднем автовладельцы меняют машины через каждые 3-4 года, значит, их
новые автомобили поступают на вторичный рынок. Резкий рост рынка
ожидается в 2009-2011 годах, когда люди, которые приобретали новые
автомобили, будут их менять.
Во-вторых, количество банков,
кредитующих автомобили с пробегом, в несколько раз меньше, по сравнению
с теми, кто занимается новыми авто.
«Основной тенденцией на
рынке б/у машин является «омоложение» продаваемых автомобилей. Обилие
кредитных программ делает покупку новой машины более доступной, и
клиенты все раньше стремятся поменять свой автомобиль, например, сразу
после истечения гарантии дилера», — считает Денис Сергеев из OTP Bankа.
Банкиры прогнозируют постепенный переход продаж с рынков в автосалоны.
Развитие программ Buy back (с обратным выкупом автосалоном) и Trade-in
(зачет прежней машины при покупке в кредит следующей) для подержанных
автомобилей. Предложение кредитных продуктов без оформления КАСКО,
ориентированное на продажи автомобилей с пробегом. Ставки по кредитам
на б/у автомобили будут приближаться к ставкам на новые авто, и
особенно если подержанные машины будут продаваться в кредит через
дилеров.
Условия программ кредитования автомобилей с пробегом
Денис Сергеев, начальник управления потребительского и автокредитования OTP Bank:
—
Сегодня можно констатировать, что российский автомобильный рынок дорос
до того момента, когда может произойти массовый приход на него новых
серьезных игроков в лице кредитных организаций, принадлежащих
крупнейшим автопроизводителям. Пионерами этого движения стали «Тойота
банк» и «Мерседес банк рус». Вызовет ли появление этих и других банков
от других мировых гигантов автомобильной индустрии передел рынка
автокредитов, и какую опасность таит для розничных банков появление
новых игроков? По мнению экспертов, наибольшую опасность для российских
розничных банков представляют два основных фактора. Во-первых,
считается, что, являясь частью трансконтинентальных корпораций,
аффилированные банки имеют доступ к более дешевым ресурсам,
следовательно, имеют возможность предлагать своим клиентам более
выгодные условия кредитования.
Во-вторых, есть опасения, что
автодилеры под давлением автопроизводителей сократят до минимума, а то
и вовсе прекратят работать со сторонними банками, отдавая предпочтения
корпоративному банку.
Давайте посмотрим, что могут
противопоставить корпоративным банкам автоконцернов российские
кредитные организации, активно развивающие программы автокредитования.
Одно из ключевых преимуществ аффилированного с автопроизводителем банка
одновременно является его серьезным недостатком. Такие банки кредитуют
продажи автомобилей только родственной марки. Также не стоит ожидать,
что корпоративные банки автоконцернов будут выстраивать разветвленную
сеть своих торговых площадок. Скорее всего, они ограничатся крупнейшими
автосалонами официальных дилеров в крупных региональных центрах.
Строить массивные сети крайне рискованно в условиях продажи, по сути,
одного продукта. Что касается условий кредитования, то не думаю, что
банки автопроизводителей придут на рынок с демпинговыми предложениями.
Как показывает опыт уже действующих в России таких банков, их условия
вполне сопоставимы с предложением других игроков и вряд ли эта ситуация
изменится в ближайшее время. Как не приходится говорить и о возможности
сговора между автодилерами и аффилированными банками. За последнее
время российские государственные структуры доказали, что успешно могут
защищать права покупателей, борясь с нарушениями в сфере ограничения
конкуренции.
Нет никаких сомнений, что новые игроки обладают и
ресурсами, и технологиями, и необходимым опытом для того, чтобы
предложить клиентам высочайшее качество услуг и отвоевать свою долю на
рынке. Но и действующим розничным банкам, многие из которых тесно
связаны или даже принадлежат западным структурам, есть что
противопоставить такому подходу. За них будут играть опыт продаж на
российском рынке, имеющаяся клиентская база и успешное использование
передового мирового опыта развития и продаж банковских продуктов. В
любом случае от обострения конкуренции в определенном покупательском
сегменте выиграют в конечном счете покупатели. А это важнейшее
последствие, которое стоит ожидать от прихода в Россию новых кредитных
организаций, в том числе и корпоративных банков автоконцернов.
Денис Сергеев, www.rg.ru
Ольга Заславская, обозреватель «РГ»