В последнее время с покупкой полиса ОСАГО наметилась весьма интересная тенденция. Часто в продаже документа страховщики отказывают водителям по тем или иным причинам. Самой \»удачной\» причиной для отказа у страховщиков стало утверждение, что оформлять полис следует по месту регистрации и прописки.
Но \»родные\» страховые отделения также не желают продать одну только \»автогражданку\», а требуют, чтобы клиент также покупал страховку дачи, жилья, жизни, еще чего-то. При этом отказ от подобных дополнительных покупок ведет к тому, что в продаже ОСАГО клиенту просто-напросто отказывают. И эта картина наблюдается по всей России.
Закон один для всех – или страховщики это особая каста?
Если обратиться к букве закона, то можно понять что в обоих случаях описанных выше страховые компании осознанно идут на нарушение закона ради прибыли. Ограничений в продаже ОСАГО из-за региона или места прописки нет – об этом прямо говорит статья № 40 федерального закона вступившая в силу 25 апреля 2002 года \» Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств\». В ней нет ограничений жителю Алтайского края или Владивостока приехать в столицу оформлять ОСАГО и наоборот. Другое дело, что в зависимости от региона прописки водителя меняется коэффициент базового тарифа.
Иными словами жителю столицы страховой полис обойдется дороже, чем автовладельцу из Владивостока. Поэтому если москвича рады обслужить в страховом отделении любой точки страны, ведь с него можно за полис ОСАГО получить больше денег, то жители других регионов – уже не столь желанные клиенты в приемных офисах страховых компаний Москвы. Поэтому их и отправляют оформлять документы в своем регионе, хотя с точки зрения закона подобный факт является нарушением.
Что касается принудительного навязывания дополнительных услуг – это является серьезным отступлением от закона. Страховые компании подчиняются строгому государственному регламенту – по крайней мере, так записано в федеральном законе. И поэтому их деятельность регулируется исключительно ними, а не внутренними распоряжениями руководства. Еще очень важным моментом является тот факт, что полис ОСАГО – публичный документ (статья 1 абзац 8 ФЗ). А в гражданском кодексе имеется статься под номером 426. В ней прямо говорится, что публичный договор – это документ, который может получить каждый, кто обратиться к компании для его получения. Именно каждый.
Дальше в статье прописано, что коммерческая организация не имеет права отказать в оформлении публичного договора, предоставить товары или услуги, если она их может предоставить. Кроме того, в помощь встретившим препятствие при получении \»автогражданки\» в виде условия обязательной покупки иного страхового документа будет статья 16 пункт 2 закона \»О защите прав потребителей\». В ней говорится, что запрещено создавать схемы обуславливающие приобретение одного товара или услуги обязательным приобретением иных работ, товаров или услуг.
За любые махинации с продажей полисов ОСАГО или за неправомерный отказ его продажи автовладельцу на страховую компанию может быть наложен штраф до пятидесяти тысяч рублей. А каждый отказ в оформлении полиса должен быть не просто обоснован – страховщик должен подробно описать причины отказа в уведомлении, которое он обязан выслать в Банк России.
Как действовать правильно при покупке ОСАГО
Самым очевидным шагом при отказе в продаже полиса одной компанией обратиться в другую. Вот только наблюдения за страховым рынком показывает, что все они действуют сообща. Помимо прочего как было уже сказано раньше, по закону не клиент должен упрашивать продать ему ОСАГО, а клерки обязаны удовлетворить его желание.
Если вдруг менеджер начинает утверждать, что покупка ОСАГО невозможна без приобретения тех ли иных дополнительных страховок укажите ему на вышеупомянутые статьи закона. Поверьте, страховые компании в курсе, что они нарушают закон и юридически подкованного клиента стараются не кидать. Действенным способом в случае отказа в продаже ОСАГО будет просьба предоставить причины отказа в письменном виде – шансы их получить один к ста. А поняв, что Вас вежливо \»посылают\» постарайтесь записать на видео разговор с менеджером на мобильный телефон.
Вторым способом получить полис является письменное требование в продаже ОСАГО направленное в страховую компанию. Его удовлетворения требует закон, согласно которому отказа просто не может быть. На рассмотрение заявления компанией отводится тридцать дней и если оно оформлено правильно, то отказать в его удовлетворении страховщик просто не имеет права.
Третий и самый сложный способ – подача заявления в суд. Заявление можно отнести лично, а можно и обратиться к юристам – они любят подобные беспроигрышные дела. А в данной ситуации можно легко пополнить свое резюме еще одним выигранным делом по статье 445 Гражданского кодекса РФ. И главное – вне зависимости от выбранного способа получить свой положенный законом полис ОСАГО на действия страховщика рекомендуется подать жалобу всюду, куда только возможно.
Отношение к сложностям с ОСАГО страховщиков
С другой стороны проблемы с приобретением полиса ОСАГО наблюдаются в основном у жителей периферийных регионов. В тех же Москве и Питере жителям обоих столиц купить страховку можно без проблем. Почему – да просто такие клиенты страховым компаниям очень выгодны. А выгодного клиента не прогоняют, а приманивают.
Страховые компании и раньше не любили давать комментарии по поводу своих не всегда правомерных действий с продажами полисов. Сегодня же когда колебания курса рубля вынудили многих участников страхового рынка регулярно действовать за рамками правового поля получить их и вовсе не представляется возможным. Многие предлагают продавать полисы, устанавливая цены не в рублях, а в валюте, например. Ведь размеры страховых выплат выросли больше чем вдвое, а стоимость самой страховки весьма незначительно.
Единые каталоги стоимости запчастей принятые в прошлом году страховиками также не спасают их от убытков. Ведь, по \»старым\» ценам сегодня приобрести их уже невозможно, а соответственно нельзя и починить машину за страховую сумму на них. Показания независимых экспертов, оценивавших ремонт автомобиля стали самым распространённым способом получить завышенные выплаты со страховщика. Эти \»эксперты\» сегодня стали для страховых компаний настоящим бедствием. Их \»помощь\» водителям уже принесла страховикам дополнительные убытки в размере до 40 процентов от общих выплат по ОСАГО. При этом самая высокая убыточность наблюдается в регионах азиатской части России.
Дело с заработкам на выплатах по ОСАГО поставлено сейчас на поток. Об этом свидетельствует тот факт, что многие аварии \»выкупаются\» сразу после ДТП на месте аварии у гаишников юристами. А потом начинается грамотный законный \»развод\» страховщика на выплаты. Это и заставляет крупных игроков страхового рынка в срочно порядке сворачивать свои представительства в ряде регионов страны.
Спасение от банкротства и махинаций страховщики видят только в повышении тарифов на приобретение полиса. Также следует пересмотреть тарифы по многим регионам и повысить их. Только адекватные тарифы на ОСАГО могут стать спасеньем в сложившейся ситуации. В противном случае стразовые компании, как и прежде, будут стараться всеми силами занизить размеры компенсаций, а водители будут добиваться их повышения через суд.