Полис ОСАГО дорожает почти во всех регионах страны, а в Петербурге тарифы увеличатся, в первую очередь, для неопытных водителей отечественных авто. Однако, в 2012 году глобальные перемены в ОСАГО коснутся уже всех автовладельцев и перевернут систему обязательного автострахования в России.
Об этом накануне говорили на круглом столе в Агентстве Бизнес Новостей, организованном совместно с TT Finance.
В июле этого года произошла ожидаемая корректировка коэффициентов страховых тарифов по договорам ОСАГО. В частности, в ряде городов России значительно повысился территориальный коэффициент. Например, в Ухте и Петрозаводске он вырос с 1 до 1,3. По мнению старшего преподавателя отделения страхового права Санкт-Петербургского Института управления и права Сергея Краснова, повышение коэффициентов вполне обосновано, так как в некоторых регионах убыточность по ОСАГО превышает 100%. «Это не очередной грабеж, а вынужденная мера», — прокомментировал эксперт.
В тоже время член Координационного совета Межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Александр Холодов считает, что «по такой логике в регионах с хорошей прибылью по ОСАГО региональный коэффициент должен снижаться». По его словам, «страховые компании лукавят, когда говорят, что ежегодно пересматривают убыточные регионы и корректируют региональные коэффициенты. Если страховщики говорят, что в Петербурге и Ленобласти хорошая прибыль, почему тогда тарифы не снижают? Региональный коэффициент перестал быть корректировкой в связи с убыточностью региона и стал способом повышения тарифов».
Доцент кафедры страхования Университета Экономики и Финансов Денис Горулев уверен, что повышать надо не тариф, а страховую сумму. «Тогда мы сможем формировать страховой фонд, более адекватно покрывать за счет возросшей страховой суммы лимиты ответственности, убытки, осуществлять полноценную фондированность создания страховых фондов», — отметил Горулев. Он подчеркнул, что тариф на ОСАГО сильно завышен, а страховая сумма занижена: «Если в Германии 200 евро покрывает 2 млн евро, то у нас за 100 евро покрытие 120 тыс. рублей».
Изменения регионального коэффициента не коснулись Петербурга и Ленобласти, однако здесь повысились другие параметры. Как рассказал директор филиала в Петербурге ЗАСО «ЭРГО-Русь» Андрей Знаменский, вырос коэффициент для молодых и неопытных водителей со стажем до 3 лет, а также коэффициент для машин мощностью от 50 до 100 л.с., то есть по большей части для отечественных авто. По словам Знаменского, совокупное повышение тарифа для физических лиц в Санкт-Петербурге составит 2,1%. «В первую очередь, это будет распространяться на отечественные автомобили с молодыми водителями», — уточнил Андрей Знаменский.
В дальнейшем ОСАГО ждут еще большие перемены. Как рассказал г-н Знаменский, осенью должен быть рассмотрен и принят Госдумой проект поправок в закон об ОСАГО. Документ предусматривает повышение страховой суммы по имуществу со 120 тыс. рублей до 400 тыс. рублей на каждого пострадавшего, вне зависимости от количества пострадавших, по жизни и здоровью — со 160 тыс. рублей до 500 тыс. рублей. Это, в свою очередь, повлечет за собой повышение тарифов. Однако произойдет это не раньше президентских выборов — то есть 2012 года, — полагает эксперт.
Кроме того, новый закон об ОСАГО должен упростить процедуру получения выплаты в случаи травмы или смерти. «Это полностью перевернет ситуацию с возмещением убытков по ОСАГО. Если сейчас львиная доля всех выплат приходится на «железо», то после внесения этих изменений доля выплат по жизни и здоровью должна существенно вырасти», — сказал Андрей Знаменский.
Эксперт полагает, что новый закон об ОСАГО решит и проблему бонус-малуса, который сейчас работает только на 10% своих возможностей. В настоящее время водитель с высокой аварийностью может не переплачивать за полис в своей компании, а пойти к другому страховщику, где его аварийную историю, скорее всего, не проверят. Через 1,5 года выкрутиться из такой ситуации у водителей не получится, — убежден Знаменский. В течение 2012 года будет создана единая база данных по ОСАГО, и страховщики будут обязаны выгрузить в эту базу данных информацию обо всех ранее заключенных договорах. Таким образом, водитель с высокой аварийностью вынужден будет платить за ОСАГО больше — независимо от того, к какому страховщику придет. По словам Знаменского, эту систему можно будет использовать также при договорах КАСКО, что приведет к снижению тарифов для аккуратных водителей.
// 110km.ru