Кредитные машины закатали в банки

0
1165

Минпромторг отчитался о ходе реализации программы льготного автокредитования. Чаще всего с помощью государства россияне приобретают модели Lada. На втором месте по популярности Renault Logan. Большинство средств выдает Сбербанк, но с середины месяца к программе могут присоединиться еще четыре новых банка.

К программе льготного автокредитования, в апреле запущенной правительством России, присоединяются новые банки, об этом в понедельник рассказал главный специалист департамента автомобильной промышленности Минпромторга Александр Ким. Условия к банкам достаточно строгие: выдавать кредиты могут лишь организации, как минимум на половину принадлежащие государству, либо банки с уставным капиталом от 70 млрд руб.

По словам Кима, с 14 августа еще четыре банка, возможно, начнут выдавать кредиты – Газпромбанк, Банк Москвы, Альфа-банк и Юникредит-банк. «От первых двух все необходимые документы уже получены, другие два должны представить бумаги в ближайшее время», – пояснил представитель министерства. Кроме того, в программе уже участвуют Сбербанк, ВТБ, ВТБ-24 и Россельхозбанк. Таким образом, количество банков, которые выдают кредиты, с середины месяца вырастет вдвое.

За счет большего количества банков, в которых можно получить кредит, в ведомстве рассчитывают значительно увеличить популярность правительственной меры.

«По итогам 2009 года мы рассчитываем реализовать с помощью льготного кредитования около 100 тыс. машин. Столько автомобилей должно быть куплено для того, чтобы эта программа вышла на самоокупаемость», – пояснил Ким.

Ранее речь шла о продаже с помощью льготного автокредитования около 150 тыс. машин. До сих пор основную долю кредитных машин по программе – около 80% – составляли автомобили «АвтоВАЗа». На втором месте стоял Renault Logan. «Пока трудно сказать, какие модели будут востребованы после того, как денежный порог был увеличен с 350 до 600 тыс. По нашим данным, резко возрос интерес к Ford Focus», – отметил он.

Как показали данные мониторингов Минпромторга, автомобилисты неактивно пользуются господдержкой. С 1 апреля по 6 августа по льготным кредитам куплено всего чуть больше 23 тыс. машин. В то время как всего с начала года россияне приобрели около 764 тыс. машин (данные Ассоциации европейского бизнеса).

Эксперты посчитали, для того, чтобы продать с помощью госкредитов около 100 тыс. машин по итогам года, необходимо увеличить собираемость более чем в 2 раза. «Сейчас в месяц в среднем продается около 7 тыс. машин, а должно около 15 тыс.», – заметил эксперт ИК «Финам».

Дело в том, что из-за высоких рисков банки ужесточают требования к своим потенциальным клиентам, несмотря на приказы министерства. В результате программа набирает обороты гораздо медленнее, чем планируется.

Так, в банке ВТБ-24 сумма минимального взноса была произвольно увеличена до 20% от стоимости автомобиля. «Выдавать кредиты с меньшим первоначальным взносом для нас слишком рискованно», – пояснила директор по работе с компаниями-партнерами банка ВТБ-24 Марина Шишкина. На ВТБ-24 приходится около 16% проданных в кредит автомобилей.

Другая причина неэффективности программы – высокое число отказов.

Основную часть кредитов выдает Сбербанк, пояснили в Минпромторге. «Статистики по отказам в нашем министерстве не ведется. Эту цифру можно выяснить лишь косвенным путем. Так, в среднем в неделю Сбербанк получает около 2 тыс. заявок на кредит, а выдает около тысячи кредитов», – пояснил сотрудник Минпромторга. То есть почти в половине случаев банк отказывает потенциальным покупателям. «Банки должны тщательно подходить к выдаче кредитов. Иначе риск невозврата будет слишком высок», – говорит Шишкина. В частных беседах представители банковских структур признают: «Госпрограмма неэффективна. Скидки и программы производителей интереснее, а требования к ним меньше».

По итогам третьего квартала сотрудники Минпромторга будут отчитываться о первых итогах госпрограммы в правительстве. Там будут решать, продлевать ли ее на 2010 год либо закрывать, признав свой провал.

 

Елена Ходякова, www.gazeta.ru