Что ждет российский рынок автокредитования?

0
1814

В сегодняшних непростых кризисных условиях автокредиты перестали пользоваться былой популярностью. И причина тому, в первую очередь, кроется в снижении покупательной способности населения, в нежелании людей брать на себя лишние финансовые обязательства, а также в высокой стоимости самих автокредитов.

 

Однако, эксперты рынка автокредитования с оптимизмом смотрят в будущее и предрекают возрождение рынка, тем более, что предпосылки для этого есть.


По словам директора коммерческой дирекции по развитию бизнеса и банковской сети, члена правления Банка Сосьете Женераль Восток (BSGV) Ивана Анисимова, до кризиса российский рынок автомобилей рос темпами до 50% в год и был одним из самых перспективных рынков в мире. До августа 2008 года автокредитование являлось основной движущей силой российского автомобильного рынка. Согласно данным аналитического агентства «Автостат», объем продаж новых легковых автомобилей, как в количественном, так и в денежном выражении, достаточно быстро рос именно за счет притока на рынок кредитных ресурсов. Так, если в 2004 году по кредитным схемам было продано порядка 350 тысяч автомобилей, то к 2007 году объем этого сегмента рынка вырос в три с лишним раза, превысив отметку в 1 млн единиц. Первая половина 2008 года также была очень благоприятной для развития рынка автокредитования.

 

Осенью прошлого года ситуация кардинально изменилась. Банки начали плавно повышать ставки и ужесточать условия получения кредитов, а впоследствии резко уменьшили лимиты кредитования. В начале 2009 года ситуация в лучшую сторону не изменилась. Если летом 2008 года практически каждый второй новый автомобиль покупатель приобретал с использованием заемных средств, то к концу года доля кредитных машин снизилась до 15-20%. Средние ставки по автокредитам к тому времени выросли в 2-2,5 раза: с 12-14% до 25-30% годовых, а местами доходили до 35-40%. Лимиты на автокредитование были сокращены в 5-10 раз.

 

По итогам мониторинга, проведенного Ассоциацией Европейского Бизнеса в РФ, за четыре месяца 2009 года объемы продаж легкового транспорта сократились на 53% по отношению к тому же периоду 2008 года.

 

И. Анисимов отмечает, что данное падение обусловлено рядом факторов, таких как: повышение таможенных пошлин, которое повлекло за собой повышение цен на автомобили и удорожание автокредитов. «За время кризиса ставки по автокредиту увеличились практически в два раза. Если до кризиса средняя ставка по автокредиту была в районе 9-14% годовых в рублях, то в текущий период этот показатель составляет 20-30% в рублях. При этом некоторые Банки вообще свернули программы автокредитования. Безусловно, автомобильный рынок постепенно будет возвращаться на прежние позиции. Но для этого понадобится время на адаптацию потребителей к новой ценовой политике автодилеров и банков», — добавил И. Анисимов.

 

Руководитель группы кредитных продуктов BSGV Екатерина Забелина отметила, что за последний год количество обращений за автокредитами сократилось в 4 раза. По ее словам, это связано с нежеланием населения брать на себя такие финансовые обязательства в нелегкое кризисное время.

 

Е. Забелина отметила, что сейчас изменилось отношение покупателя к приобретению автомобиля. Сейчас люди смотрят на машину как на долгосрочную инвестицию. Не играет такую большую роль как раньше, имиджевая составляющая. Сейчас люди все больше воспринимают автомобиль как средство передвижения, а не как подтверждение статуса.

Как заявил И.Анисимов, уже с марта этого года на рынке автокредитования наблюдается оживление. «Падение сменилось ростом, который внушает оптимизм», заметил эксперт. Он отметил, что сейчас возросло количество обращений в банк. По его словам большинство банков, работающих в этом сегменте, прекрасно понимает, что автокредитование является ключевым сегментом, и это направление необходимо продвигать.

 

По словам представителя автомобильного дилера Genser, в январе текущего года лишь 10% машин были куплены в кредит. Однако, уже в мае-июне 27-30% автомобилей были приобретены в кредит. Динамика роста определенно есть. Сбербанк и ВТБ превалируют в продажах, что совсем неудивительно.

 

Что касается сроков кредита, то сейчас население предпочитает брать кредиты на более короткие сроки — около трех лет.

 

2008 год был ознаменован приходом на российский рынок финансовых подразделений крупнейших производителей. Сегодня на российском рынке уверенно работает Тойота банк, БМВ Финанс и другие. Анисимов отметил, что планы по выходу на российский рынок есть практически у всех крупных автопроизводителей.

 

И. Анисимов заявил, что если раньше основными игроками на рынке были банки с иностранным капиталом такие как Райффайзенбанк, BSGV, Юникредит и другие, то сейчас, бесспорно, лидерство на рынке автокредитования принадлежит государственным банкам (Сбербанк, ВТБ).

 

Основным сдерживающим фактором в развитии рынка автокредитования И. Анисимов назвал значительное снижение покупательной способности населения. Он отметил, что население активно стремится сберегать средства и планировать свои расходы.

 

Кроме того, сдерживают рост рынка автокредитования следующие факторы: повышение склонности к сбережениям и нежелание брать лишние финансовые обязательства; высокая стоимость автокредитов а также рост цен на автомобили в результате девальвации рубля и увеличения таможенных пошлин.

 

Среди основных факторов, которые могут повлиять на рост рынка автокредитования, эксперт назвал введение совместных программ производителей и банков, а также снижение стоимости автокредитов по мере увеличения доступности финансовых ресурсов.

 

«Очевидно, что крики о том, что рынок автокредитования умер, преувеличены. Рынок существует. Сейчас начнется этап, когда ценовая борьба будет превращаться в креативную: интересность, качество программ, качество обслуживания. Наш рынок превратиться в более цивилизованный, где клиента будут уважать и ценить», заключил И.Анисимов. //www.personalmoney.ru