Вчера комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять во втором чтении проект закона, фактически увеличивающего размер выплат по «автогражданке».
Принятые в прошлом декабре в первом чтении, эти поправки предусматривали выплату страховой суммы с учетом износа деталей, но без учета утраты товарной стоимости (УТС) автомобиля. Но ко второму чтению они заметно изменились. Теперь УТС должна учитываться в страховой выплате, из-за чего выплата может увеличиваться на 5-15%.
Долгое время страховщики платили, учитывая износ, но без УТС. Но несколько раз эта практика вступала в противоречие с решениями Высшего арбитражного и Верховного судов, которые заставляли компании поступать наоборот. Из-за этого размер выплаты увеличивался на 20—30%. Чтобы избежать недоразумений с судебными решениями, страховщики решили узаконить сложившуюся практику.
Но о поправках, принятых в первом чтении, неблагосклонно высказывались представители Верховного суда. Они даже подготовили альтернативный проект закона, расширяющего перечень рисков по ОСАГО. В мае же правительство дало на поправки отрицательное заключение: «Поскольку утрата товарной стоимости транспортного средства относится к реальному ущербу, она подлежит к взысканию со страховой организации по договору ОСАГО».
Источник «Газеты» в правительстве пояснил, что в разгар кризиса «законодательное закрепление уменьшения выплат по «автогражданке» невозможно».
В результате комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал принять поправки в том виде, в котором они были рекомендованы правительством.
Последствия этого решения оценить сложно. «Я очень удивлена этим решением, — говорит руководитель дирекции развития страхования компании МАКС Светлана Гусар. — УТС касается только новых авто и становится актуальным только при продаже машины. УТС сложно отнести к реальному ущербу, и поэтому, насколько я знаю, в других странах УТС не возмещается. Если эта норма будет принята, выплаты возрастут не меньше чем на 5-7%».
«Если сейчас убыточность составляет более 70%, то после принятия поправок она превысит 80% и возрастет, по моим оценкам, на 10—15%, — считает руководитель управления методологии обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров. — Одно могу гарантировать: если с принятием поправок не будут повышены тарифы по ОСАГО, рынок «автогражданки» очистится. Главное — чтобы при этом с него не ушли крупные компании».
Таким образом, вполне вероятно, учет УТС станет одним из главных аргументов страховщиков в увеличении базовых тарифов по ОСАГО.
КСЕНИЯ ЛЕОНОВА, www.gzt.ru