Громко пообещав россиянам доступные кредиты на отечественные авто, правительство до сих пор не удосужилось разработать сам механизм кредитования. Банкиры разводят руками, заявляя, что официальных распоряжений до сих пор нет, а потому за разработку «льготных» автокредитов никто даже не брался. Как передает корреспондент «Нового Региона», в неофициальных беседах работники банков признаются – этот вопрос обсуждается, но никакой сниженной процентной ставки не будет. Речь, скорее всего, пойдет о налоговом вычете в размере 13 %, уже отработанном в ипотечном кредитовании. Что касается самого предложения, то оно появится не раньше, чем через полгода и окажется далеко не таким выгодным, как это пытаются представить власти.
Как рассказали «Новому Региону» в Уральском банке Сбербанка России, на сегодняшний день на федеральном уровне до сих пор нет решения о механизме льготных кредитов на покупку отечественных авто. «Есть только список машин, никаких постановлений правительства о самих кредитах нет. Соответственно, никаких предложений или вариантов механизма такого кредитования тоже нет. Когда они появятся, сказать трудно», – заявил агентству сотрудник Сбербанка, попросивший не называть его имени. Служащий добавляет, что из-за неопределенной ситуации с субсидированными автокредитами невозможно представить, подойдут ли для этих целей действующие предложения банка.
Между тем, в неофициальной беседе сотрудники отдела автокредитования екатеринбургского филиала банка ВТБ-24 заявили, что так называемый «льготный» кредит на покупку отечественных авто стоит ждать не раньше, чем через полгода. При этом банковские служащие сообщили о наиболее приемлемом для кредитных учреждений механизме. «Скорее всего, этот кредит будет действовать по схеме так называемого налогового вычета, который распространяется на ипотечное кредитование. Т.е. заемщик оформляет кредит на стандартных условиях банка, платит первоначальный взнос в полном объеме, а после предоставления пакета документов, ему компенсируют 13 % (размер подоходного налога, прим. НР) от суммы, которую он выплатит банку в виде процентов по автокредиту», – говорит сотрудник ВТБ-24. При этом банковский служащий уверен – такое предложение появится не раньше, чем через полгода: «Пока об этом лишь говорят – до реальных действий дело не дошло. В том, что схема будет именно такой, я уверен на 99 %».
Пока правительство и банки не придумали саму услугу, власти решили утешить потенциальных автовладельцев перечнем автомобилей, которые они смогут купить на льготных условиях. Как известно, всего в списке двадцать одно авто – начиная с полной линейки продукции «АвтоВАЗа» и заканчивая изделием калужского завода Volkswagen – VW Jetta. Ранее говорилось, что для покупки этих машин заемщикам будут субсидировать ставки по кредитам в размере двух третей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Т.е. машины из «списка Христенко» можно будет приобретать по кредитам с годовой процентной ставкой на 8 % ниже базовой (при ставке рефинансирования 13 % годовых).
Как передает корреспондент «Нового Региона», если взять за основу схему налогового вычета, оттолкнуться от стоимости авто, размера процентной ставки по кредиту и общей суммы выплат по банковским процентам, можно рассчитать – какую ежемесячную сумму россиянам предлагает сэкономить правительство. Расчеты убедительно дают понять – экономия минимальна и смехотворна по сравнению с тем «антикризисным» смыслом, который в свою затею вложило государство. Добавим, что за основу бралось действующее предложение ВТБ-24 – выбор обусловлен тем, что банк является кредитным подразделением государственного «Внешторгбанка».
Так, при покупке автомобиля Лада Priora в комплектации «Люкс» стоимостью 340 тыс. рублей, ВТБ-24 готов выдать автокредит сроком на три года при ставке в 20 % годовых с первоначальным взносом 30 % от стоимости авто. Ежемесячный платеж в этом случае составит 10 тыс. 182 рубля, а первоначальный взнос – 102 тыс. рублей. Сумма кредита с учетом страховки, которую готов дать банк будет равна 272 тыс. рублей. Сумма процентов, которую заемщику придется выплатить банку за три года, составит в общей сложности 88 тыс. 729 рублей. Таким образом, компенсация налогового вычета с суммы уплаченных процентов в размере 13 % составит – 11 тыс. 534 рубля 07 копеек, а экономия на ежемесячных платежах – 320 руб. 38 копеек (если разбить всю сумму на количество месяцев – 36, прим. НР).
Аналогичные расчеты можно сделать для автомобиля Volkswagen Jetta, сделанного в Калуге. Он также подпадает под правительственное субсидирование, хотя и стоит порядка 680 тыс. рублей. При взносе в 30 % (204 тыс. рублей) на пятилетний кредит в ВТБ-24 сумма ежемесячного платежа составит 13 тыс. 899 рублей. Сумма кредита составит 530 тыс. рублей, а переплата по процентам за все пять лет – 298 тыс. рублей. Исходя из этих условий, 13 % компенсация заемщику будет равняться 38 тыс. 740 рублям, что позволит ему ежемесячно экономить 645 рублей 66 копеек.
© 2009, «Новый Регион – Екатеринбург»
Александр Родионов, www.nr2.ru