Будут ли платить за побитое авто как за новое?

0
1068

Страховщики схватились за баранку






Рисунок Алексея Меринова, www.mk.ru


Помните, как нам обещали, что с 1 июля
можно будет получить возмещение ущерба по ОСАГО со своего страховщика,
а уж он потом разберется со страховщиком виновника аварии? Не ждите! “1
июля 2008-го” может легко превратиться “1 января 2009-го”. В Госдуму
уже внесен соответствующий законопроект…


Еще одна новость для автомобилистов:
теперь за “заезженную” машину, попавшую в ДТП, страховщики должны будут
расплачиваться как за новую. К такому выводу пришел Высший арбитражный
суд.

Корреспонденты “МК” выяснили подробности новшеств…


Перед самыми думскими выборами был принят закон, вводящий в России
т.н. прямое возмещение убытков — пострадавший в ДТП получил право
облегчить себе жизнь, потребовав выплаты от своего страховщика. А потом
тот должен был получать компенсацию этой суммы от страховщика виновника
ДТП… Закон оговаривает: прямые выплаты возможны лишь в случаях, когда в
ДТП участвовало не больше двух машин, а в результате аварии не причинен
ущерб чьему-либо здоровью.

И вот в Госдуму за подписью президента Всероссийского союза
страховщиков депутата-“единоросса” Александра Коваля внесен
законопроект, предлагающий отодвинуть “светлое будущее” еще на полгода.
Почему? “Страховой рынок еще не в полной мере готов к переходу к
прямому урегулированию убытков”, — пишет автор в пояснительной записке.
И перечисляет: нет единой базы экспертов, ни единых стандартов оценки
восстановительного ремонта, а центр для проведения последующих расчетов
между страховщиками еще “на стадии создания”.

“Просто страховщики не хотят, чтобы эта норма вступила в силу, не
хотят лишней работы, потому что и без того неплохо живут”, — считает
глава Движения автомобилистов России, бывший депутат Госдумы Виктор
Похмелкин…

Марина ОЗЕРОВА.

* * *

Между тем Высший арбитражный суд РФ
(ВАС), рассматривая частный спор, пришел к выводу, что Закон об ОСАГО
вовсе не ограничивает выплаты в связи с состоянием автомобиля, то есть
пострадавшие должны получать за ущерб без учета износа. Легко ли будет
раскрутить на выплату страховщиков? О реальности “поблажки” “МК”
спросил у почетного адвоката России вице-президента Движения
автомобилистов Леонида ОЛЬШАНСКОГО.

— Возникнут ли проблемы с получением компенсации без учета износа?


— Человеку в ответ на запрос страховщики наверняка скажут гнилую
фразу о том, что в РФ право не прецедентное, а каноническое. То есть в
каждом случае надо разбираться отдельно в суде. Страховщики давно
поняли, что им по плечу длительные судебные процессы: в штате компаний
опытные юристы и экономисты.

— А в суде эти дела наверняка зависнут?


— Да, на полгода-год. Страховщик попробует отказать под любым
соусом. К примеру, вместо того чтобы оплатить новое крыло, он предъявит
заключение собственной экспертизы: вполне можно подкрасить старое.

— Только организации могут пойти
качать права в арбитражные суды. А граждан пошлют в суды общей
юрисдикции, которые скорее всего будут руководствоваться старым
решением Верховного суда. По которому учитывать износ как раз надо. Как
с этим быть?


— Вот это как раз задача экспертного сообщества — поставить вопрос
об этом несоответствии. Руководству Госдумы и Совета Федерации будет
предложено организовать парламентские слушания с участием
представителей ВАС и Верховного суда. Попытаемся убедить, что судебная
практика должна быть единообразной.

— А люди уже, кстати, обращаются с просьбой помочь им отсудить выплату без учета износа?


— Потока обращений надо подождать полгода. То же касается и другого
недавнего решения ВАС: выплачивать возмещение по ОСАГО, даже если за
рулем находился водитель, не вписанный в страховой полис. Кстати, в
перспективе есть возможность, что проблемы с этим видом страхования
исчезнут вообще — с ликвидацией ОСАГО. В Госдуме растет уверенность в
том, что обязательное страхование следует упразднить — должно остаться
только добровольное.

Беседовала Татьяна ЗАМАХИНА.