За последние годы мы все чаще сталкиваемся с неизвестным ранее понятием – «аварийный комиссар». Но до сих пор многие незнают кто это и зачем они нужны, чем занимаются. Попробуем рассказать Вам об этом новшестве.
Если коротко, то аварийные комиссары – это специально обученные люди, привлекаемые в основном страховыми компаниями для проведения на месте ДТП разбора ситуации, осмотра и фотографирования места ДТП (и транспортных средств – участников аварии) и оценки нанесенного ущерба. Но давайте поподробнее разберемся в правовом и контрактном статусе аваркомов.
Вообще-то, институт аварийных комиссаров это сравнительно новое явление в российской правовой системе. Так, в п.9 ст.294 части второй ГК РФ дается определенный перечень услуг специалистов (в том числе экспертов, сюрвейеров, аварийных комиссаров, юристов), привлекаемых для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат. На основании ст.49 ГК РФ создание службы аварийных комиссаров возможно в любой организационно-правовой форме, таким образом, данный вид деятельности не подлежит лицензированию. Таким образом, совсем не обязательно, что аварком, приехавший на место аварии, это юрист (хотя и такое бывает). Чтобы стать таким специалистом, необходимо пройти обучение, проводимое, как правило, опытными автоинспекторами или юристами. Кроме того, необходимо хорошо разбираться в условиях страхования и назубок знать правила дорожного движения. Однако, даже не имея статуса юриста и корочки ГИБДД-шника, в гражданском судопроизводстве, в делах об административном правонарушении, аварийные комиссары могут выступать в качестве свидетеля по делу, а так же в качестве защитника или представителя клиента.
Аварийный комиссар на месте ДТП
По своей идее, аваркомы играют важную роль в оказании помощи водителям. Так, на основании п.2.5 Правил дорожного движения водитель, причастный к ДТП, обязан произвести ряд определенных действий, невыполнение которых влечет за собой административную ответственность (ст.12.27 КоАП РФ). Во избежание последствий и руководствуясь Законом, (который не запрещает третьим лицам, в частности, представителям службы аварийных комиссаров, помогать водителю в осуществлении данных обязанностей), вполне логично воспользоваться услугами такого специалиста. Тем более, чаще всего, стресс, полученный водителями, попавшими в ДТП, мешает сосредоточиться на осуществлении этих мероприятий (оказывать доврачебную медицинскую помощь участникам ДТП, содействовать в установлении очевидцев происшедшего и т.д.). Именно поэтому мы подготовили Памятку для водителя, попавшего в ДТП. Более подробно об обязанностях водителей читайте на странице «Что делать при ДТП».
Права и обязанности аварийных комиссаров:
- проводить осмотр места ДТП, (допускается использовать современные технические средства: фотосъемку, аудио- и видеозапись и др.);
- устанавливать характер повреждений транспортных средств;
- давать заключение о том, относится ли данное событие к страховому случаю;
- предварительно определять размер ущерба;
- собирать необходимые документы.
При подведении итога работы аварийного комиссара составляется отчет (аварийный сертификат), который в последствии является свидетельством ДТП, а также служит доказательством в суде. Одним из оснований осуществления страховых выплат страховой компанией, является отчет аварийного комиссара.
Итак, подытожим.
Аварийный комиссар оказывает содействие водителю, причастному к ДТП, в выполнении им обязанностей, соответствующих п.2.5 ПДД, а также психологическую и консультативную помощь. Аварийные комиссары обеспечивают качественно новый подход к урегулированию последствий ДТП, защищая права и законные интересы автолюбителей, оказывая помощь страховым компаниям и ГИБДД.
Это идеальная «сторона монеты». В реальности же у нас, как и прежде, действует принцип: «Музыку заказывает тот, кто за нее платит…». На сегодняшний день службы аварийных комиссаров существуют практически исключительно за счет заказов их услуг страховыми компаниями. Поэтому иногда можно услышать жалобы на работу таких специалистов, — что замечают порой только то, что выгодно страховой компании, оплатившей их услуги. Естественно, что и в страховой компании и в самой службе аваркомов мы услышим лишь мнение о непредвзятости работников службы. Но… Если Вы застрахованы только по ОСАГО и у Вас есть возможность вызова аварийного комиссара (некоторые компании сейчас бесплатно предлагают такую услугу при страховании), обязательно вызывайте его. Будьте уверены, что он будет отстаивать Ваши права (т.к. Ваша страховая компания заинтересована в том, чтобы Вы были не виноваты в ДТП). Если Ваша машина застрахована по КАСКО и по ней предусмотрен выезд аварийного комиссара (иногда некоторые компании ставят в договоре выезд аваркома как обязательное условие), будьте внимательны. Особенно, если Вы очевидно являетесь виновником аварии. У такого специалиста, теоретически, может быть заинтересованность в выборочном освещении фактов. Позволим себе дать Вам несколько советов по общению с аварийным комиссаром.
1. Старайтесь не мешать его работе, но при этом настоятельно указывайте на существенные, по Вашему мнению, факты и обстоятельства ДТП.
2. Требуйте внести в отчет эти сведения, а при отказе требуйте мотивировки.
3. Если Вы не удовлетворены мотивировкой аварийного комиссара, отразите свое несогласие в отчете (если в нем будет предусмотрена Ваша подпись).
4. Не стесняйтесь задавать вопросы аваркому и просить его о помощи, если она Вам требуется. Стеснение при ДТП неуместно.
5. Не забывайте, что аварийный комиссар, прежде всего, обязан объективно оценить обстановку, отразив это в отчете, и ПОМОЧЬ Вам, — психологически и консультативно.
Всего хорошего Вам. И не попадайте в ДТП!
Источник статьи и автор памятки: Автострахование.ру