Покупателей привлекают низкими процентными ставками на автокредитование

0
2127

По мнению экспертов, следующий год для рынка автокредитования станет годом роста качественных и количественных предложений. Даже, несмотря на то, что особого роста экономики не прогнозируется, а льготные займы на покупку новых автомобилей завершатся.

Хорошие перспективы и ощутимые стимулы

В этом году продажи новых машин в кредит продолжили расти. Национальное бюро кредитных историй сообщает, что по показателям прошлого года продажа автомобилей в кредит в общем количестве рынка новых легковых автомобилей составила 34,21%. Увеличить эту долю в некотором роде помогла государственная программа по льготному кредитованию. Она начала работать 1 июля и должна завершиться до конца этого года. В рамках программы физические лица могут получить от банков займы с процентной ставкой, из которой высчитывают 2/3 ставки от рефинансирования (5,5%) . Они предоставляются как госсубсидия. Как сообщает Денис Мантуров, глава Минпромторга, в 2013 с помощью госпрограммы продали почти 248 тысяч авто.

Субсидирование от участников рынка

Существует и другой, более сильный драйвер, способствующий росту рынка автокредитования. Это спецпредложения, которые субсидируют сами участники рынка – автопроизводители и дилеры. Специальные кредитные программы, которые разрабатывают универсальные банки и автопроизводители, имеют процентные ставки, которые намного ниже за среднерыночный уровень. По словам Сергея Земелькина, партнера Frank Research Group, это объясняется тем, что определенную часть нагрузки по кредиту производители берут на себя. Потому банк устанавливает годовую ставку, к примеру, не в 15%, а уже в 8-10%.  Работают по принципу госпрограммы, только там определенную долю нагрузки по кредиту (5,5%) покрывали средства из бюджета.

Сегодня наблюдается активное развитие банковских программ, которые субсидируют сами автопроизводители. По информации Ивана Романова, руководителя ГК «Автомир», который занимается управлением кредитами и страхованием, в 2012 году доля продаж по таким спецпрограммам составила 50% от общего объема всех проданных в кредит машин. А в 2013 показатель возрос до 70%.

Главная тенденция – низкие процентные ставки

По отметкам экспертов, сейчас новые автомобили не пользуются спросом, а вот конкуренция растет. Поэтому рынку нужны дополнительные стимулы. Один из самых эффективных стимулов – это программы с низкими процентными ставками. Крупные автопромышленные компании, которые имеют производство в России, заинтересованы в повышении спроса еще и из-за соглашения о промсборке, которое они заключили с российским правительством. Оно гласит, что автопроизводители обязаны за несколько лет увеличить локальный выпуск автомобилей до 300-350 тысяч в год.

Александр Колошенко, являющийся президентом ЗАО «Тойота Банк», предполагает, что в этом году одной из главных тенденций авторынка станет именно продажа автомобилей на специальных условиях автокредитования. О росте кредитных предложений, которые софинансируют автопроизводители, говорят и в «Автомире».

О такой тенденции заявляют и в «Райфайзенбанке». По словам Натальи Морозовой, начальника управления, занимающегося залоговым кредитованием, клиентов больше всего привлекают совместные программы кредитования из-за своих условий. Процентная ставка от банка в таких программах снижена, а автопроизводитель или дилер предоставляет еще и дополнительные дисконты или дотации.

Государственные программы себя изжили

Интересно, что на нынешнем этапе госпрограмма по льготному кредитованию не совсем удачно сочетается со спросом на автомобили, который существует на рынке России. Госпрограмма предлагает купить машину с полной массой не больше 3,5 тонн, цена которой не превышает 750 тыс. рублей. Но на сегодняшний день спросом пользуются не бюджетные, а более дорогие автомобили. Так, по информации «Автостата» за три квартала 2013 года снизились продажи автомобилей именно тех сегментов, которые попадают под госпрограмму, а выросли больше всего продажи машин от 825 тыс. рублей.

Кредитные же программы, которые разработали участники рынка, ориентируются на увеличение спроса на конкретный продукт, а не привязываются к ценовым сегментам. Бывает, конечно, что выгодные кредиты предлагаются на модели, которые не имеют высокого спроса, модели прошлого года или те, что скопились в стоках. 

Ориентир – на среднюю процентную ставку

То, насколько привлекательны банковские программы, которые субсидируют производители и дилеры, в большой степени зависит от того, какая средняя процентная ставка установлена на кредитном авторынке. Именно на нее ориентируются банки, назначая свою ставку. Сегодня прогнозы участников банковского сектора сводятся к тому, что размер средней ставки по автокредитованию в 2014 году останется на прежнем уровне. Соответственно спецпрограммы не должны повысить цены на свои предложения.

Алексей Токарев, возглавляющий департамент автомобильного бизнеса ВТБ 24, отмечает, что в случае отмены программ льготного автокредитирования или их введения, средняя процентная ставка не поменяется. С ним согласна и Наталья Морозова из «Райффайзенбанка», которая прогнозирует, что процентные ставки могут в 2014 году колебаться в пределах 1-2 процентов. А в «BMW-Банке» говорят, что повышение ставки возможно только в случае увеличения стоимости заемных средств.

Повышенные требования к платежеспособности

В департаменте маркетинга банка «Уралсиб» считают, что особого увеличения средней ставки по автокредитам в этом году не будет. Рост будет сдерживаться благодаря сильной конкуренции на авторынке и высокой закредитованности населения.

Низкий рост экономики и высокая закредитованность населения, по прогнозам экспертов, приведет к тому, что число банков, которые предъявляют заемщику повышенные требования по платежеспособности, возрастет. Это улучшит качество кредитов, но наиболее привлекательные предложения будут не так доступны. А это в свою очередь повлияет на количество займов, выданных на приобретение нового автомобиля.