Меняем ГИБДД на страховых комиссаров

0
1741

 

Интересную инициативу продвигает ГИБДД Самары: она решила обратиться к федеральным властям с просьбой как можно скорее пересмотреть действующее законодательство. Их предложение – передать оформление мелких ДТП страховым компаниям.

Как объясняют госавтоинспекторы, в их структуре ощущается острая нехватка кадров, и сотрудникам ГИБДД приходится разбираться в «битье железа», в то время как их помощь нужна на более серьезных ДТП.

«В области ежедневно происходит около 200 мелких ДТП, а на дорогах работают не более 40 бригад. Причем оформление одной такой аварии с учетом доезда занимает около полутора часов, – объясняет начальник УГИБДД ГУВД по Самарской области Игорь Антонов. – Я считаю, что ГИБДД нужна для профилактики безопасности дорожного движения, а не для того, чтобы потом устранять последствия нарушения ПДД. А если в 2011 году сократят личный состав Госавтоинспекции, то будет совсем тяжело. Поэтому такой закон принимать нужно».

Челябинские инспекторы ГИБДД согласны с мнением самарских коллег. «Ни автомобилист, ни прибывший на место аварии инспектор ГИБДД не способен дать точную оценку нанесенному материальному ущербу, этим должны заниматься компетентные специалисты. Кроме того, первостепенная задача инспекторов – выезжать на ДТП с пострадавшими, поэтому автомобилистам порой приходится долго ждать сотрудников ГИБДД для оформления так называемых аварий по металлу. Число мелких аварий, которые ежедневно происходят в нашей области, в несколько раз выше численности штата сотрудников ГИБДД, которые занимаются их оформлением. А с вступлением в силу закона «О полиции» количество инспекторов дорожной службы станет еще меньше, – комментирует заместитель начальника отдела пропаганды УГИБДД по Челябинской области Андрей Смирнов. – Однако не стоит думать, что после вступления в силу поправок к закону об ОСАГО инспекторы останутся без работы. В регламенте нашей деятельности заложены определенные функции, которые никто не отменял. Сюда входит и надзорная деятельность, и оказание помощи пострадавшим в ДТП, и охрана общественного порядка, и пропаганда безопасности движения».

Действительно, участникам аварии зачастую очень сложно оценить, хватит ли суммы в 25 тысяч рублей на восстановление автомобиля. А некоторые инициативные группы даже выступили с предложениями повысить лимит европротокола до 100 тысяч рублей.

«Я в любом случае буду вызывать инспекторов ГИБДД, потому что при авариях у автомобилей могут быть скрытые дефекты, о которых автовладелец даже может не подозревать, – говорит хозяйка Daewoo Matiz Ирина. – К примеру, пару месяцев назад в задний бампер моего автомобиля врезалась другая машина. С первого взгляда я не увидела каких-либо значительных повреждений. А позже выяснилось, что необходимо не только восстанавливать бампер, но и выпрямлять кузов автомобиля. Так сумма ремонта выросла до ста тысяч рублей. А если бы мы тогда составили европротокол, представляю, с какими проблемами мне пришлось бы столкнуться. И вообще я считаю, что Россия еще не доросла до таких протоколов, наша система страхования очень далека от совершенства. Поэтому зачастую именно пострадавший, а не виновник аварии еще полгода после ДТП бегает по разным инстанциям, чтобы возместить ущерб».

Сами страховщики не скрывают тот факт, что часто из-за неверно составленного европротокола автомобилист может получить отказ в выплате страховой компенсации. «К сожалению, процент отказов в делах о страховых событиях, оформленных в рамках европейского протокола, выше традиционного. Обусловлено это чаще всего некачественным заполнением извещений о ДТП, расхождением в описании произошедшего участниками ДТП или несоответствием повреждений автомобилей указанным обстоятельствам ДТП, – говорит директор управления методологии департамента урегулирования убытков компании РОСГОССТРАХ Дмитрий Титиев. – В то же время процент попыток мошеннических действий в европротоколе также значительно выше, чем при оформлении ДТП традиционным способом».

Оформить ДТП можно и прибегнув к услугам аварийного комиссара. Обычно такие услуги предоставляют юридические фирмы, и комиссар может составить не только схему ДТП, но и запросить необходимые справки в ГИБДД и даже оказать психологическую помощь пострадавшему водителю. Все зависит от суммы, которую водитель готов затратить на оформление аварии. «Аварийный комиссар приезжает на место ДТП примерно в течение 30 минут с момента его вызова. Если он составляет только схему ДТП и объяснительную, это обойдется в 750 рублей, а полный комплекс услуг составляет около двух тысяч рублей, – комментирует директор агентства «Юридическая служба» Ирина Герасимова. – Оплата услуг производится либо одним из участников ДТП, либо несколькими по их договоренности. Кроме того, затраты на услуги аварийного комиссара можно взыскать с виновника аварии через суд. Помощь аварийного комиссара – довольно популярная услуга среди челябинских автомобилистов, особенно в случаях, когда все участники ДТП пришли к единому согласию и не готовы тратить время на ожидание инспекторов ГИБДД».

По сути инспекторы ГИБДД Самары повторили решение правительственной комиссии по транспорту и связи. Напомним, 27 декабря 2010 года члены комиссии рассмотрели проект, предусматривающий с июня текущего года передачу страховым компаниям право оформления ДТП без пострадавших. Сейчас эти документы готовят МВД, Минтранс и Минфин.

В то же время мэр Москвы Сергей Собянин заявил о намерении внести в Госдуму законопроект об увеличении лимита страховой выплаты по упрощенной схеме. Министерство финансов уже подготовило поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие увеличение лимита до 50 тысяч рублей.

Светлана Первакова, autochel.ru