Российский союз автостраховщиков уже предварительно договорился с Минфином о повышении региональных коэффициентов в тарифах на ОСАГО. Из 299 российских городов повысить тарифы собираются в 169. Плюс к тому пересмотр цен коснется и «коротких» полисов, а также водителей с небольшим стажем.
Как полагают в Минфине, постановление на тему роста региональных тарифов ОСАГО может появиться к лету текущего года, поскольку проект документа только разрабатывается и ему еще предстоит пройти этап согласований. Но, так или иначе, повезет только 6 неубыточным регионам, в которых коэффициент по тарифу ОСАГО могут и снизить.
Как сообщил президент Российского союза автостраховщиков (РСА) Павел Бунин, повышение территориального коэффициента к тарифу по ОСАГО планируется в 169 из 299 городов. Без изменений тариф останется в 124 городах, а 6 городов могут претендовать на снижение тарифа.
Среди возможных претендентов на повышение региональных коэффициентов стоят регионы — убыточные в ОСАГО. В том числе некоторые из них превышают критический порог убыточности в 77% — среди них Свердловская область, республики Дагестан, Башкортостан и Татарстан, Ульяновская и Мурманская области. Также среди регионов большой убыточности Костромская область, Ульяновская, Мурманская, Ивановская области, республика Карелия, Курганская, Новгородская области, Камчатский край, Тульская область и другие.
Из-за убыточности ОСАГО в некоторых регионах рынок покинул ряд региональных страховых компаний, в частности, СК «Урал АИЛ» (Пермь), СК «Север Полис» (Тюмень), СО «Асоль» (Тольятти) и некоторые другие компании.
Однако повышение цен на ОСАГО региональными коэффициентами не ограничится. Предложили страховщики Минфину и повысить цену для «коротких» полисов ОСАГО. Такие полисы, к примеру, приобретают дачники на теплый погожий период года.
Как оказалось, сами страховщики, не имея практики установления тарифов на 3,4,5 месяцев, установили недостаточные коэффициенты. Что вновь привело к убыточности. Так, что по подсчетам РСА, необходимо повысить коэффициент для 3-месячного договора ОСАГО с 0,4 до 0,5, для 4 месяцев — с 0,5 до 0,6 и для 5 месяцев — с 0,6 до 0,65.
Больше заплатят и молодые водители с небольшим стажем. «Это обусловлено высокой убыточностью по молодым водителям и водителям с небольшим стажем вождения. В связи с тем, что действующие коэффициенты недооценивают риск для этих категорий водителей, РСА предлагает увеличение коэффициента с 1,7 до 1,8 для водителей моложе 22 лет и со стажем вождения менее трех лет», — сообщил П.Бунин.
Как подчеркивают в РСА, коэффициенты к тарифу ОСАГО предназначены для выравнивания убыточности по различным группам водителей, территориям и транспортным средствам. По сути, они являются отражением реальной статистики.
При этом, с момента вступления в силу закона об ОСАГО в середине 2003 года, коэффициенты корректировались только однажды — в марте 2009 года, а базовый тариф по ОСАГО вообще не менялся, в то время как инфляция составила уже более 200%.
Кроме того, по словам президента РСА, за период применения закона об ОСАГО российский автопарк существенно изменился — произошло его обновление, соответственно, увеличился средний размер выплат по «железу», в связи с инфляцией выросли цены на запчасти и стоимость нормо-часа на станциях техобслуживания.
После принятия Госдумой ряда поправок в закон об ОСАГО увеличился объем обязательств российских автостраховщиков. Так, например, был упразднен верхний совокупный лимит страховой суммы за вред жизни или здоровью всех потерпевших в размере 240 тыс. рублей, и теперь лимит на одного потерпевшего составляет 160 тыс. рублей, независимо от числа потерпевших.
Минфин РФ в конце 2010 года опубликовал вариант увеличения лимитов ответственности страховых компаний с одновременной корректировкой базового тарифа. Однако пока обсуждаются только поправки к коэффициентам.
В РСА отмечают, что тарифы и впредь будут увеличиваться, пока не произойдет перелом в обстановке на дорогах и, в том числе, в сознании водителей. «Главный резерв для снижения тарифа по ОСАГО — сокращение аварийности и травматизма на дорогах, а это является делом не только страховщиков и власти — это дело всего общества», — заявил П.Бунин.
Со своей стороны глава Росстрахнадзора Александр Коваль заявил, выступая на страховом форуме, что он видит еще один важный резерв в тарифной политике страховщиков ОСАГО. До сих пор в ОСАГО не применяется понижающий коэффициент «малус» за аварийную езду водителей. Он так и не заработал почти за 8 лет, поскольку до сих пор не создана единая федеральная информационная база АИС ОСАГО. В итоге водители, которые попадали в ДТП по своей вине, просто переходили в другую компанию без каких-либо санкций. В результате автостраховщики фактически лишены возможности экономить на аварийных водителях и применять повышенные тарифы.
Более того, отметил А.Коваль, система бонусов, то есть скидок за безаварийность, фактически наносит удар по резервам страховщиков.
//www.personalmoney.ru