Не так давно начала работу правительственная программа по поддержке отечественного автопрома, суть которой заключается в предоставлении льготных кредитов на определенный ряд автомобилей. Получая кредит под льготную процентную ставку по правительственной программе (компенсируется две трети от ставки рефинансирования), заемщик имеет возможность сэкономить до 40 тысяч рублей.
И все бы хорошо, но у дешевых кредитов оказалось слишком много ограничивающих условий. Вот хотя бы определенный правительством ряд марок машин, которые доступны под низкие ставки. Этот перечень состоит всего из 29 пунктов, из них 22 модели АвтоВАЗа, а также автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч – Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia, UAZ Hunter.
«Место» и «время» проведения льготной программы также оказались зажаты в рамки условий. Во-первых, дешевые автокредиты выдают далеко не все банки, а только три – Сбербанк, ВТБ и Россельхозбанк. Во-вторых, под раздачу льгот попадут только те, кто успеет записаться в автовладельцы до декабря 2011 года.
Правительственная программа будет тестироваться до конца мая этого года, и пока неизвестно, будет ли она успешной. Но в планах – продать до 150 тысяч машин.
Какие альтернативы предлагает автокредитный рынок?
Сравнительно недавно (около трех лет назад) на российском рынке кредитных услуг начали появляться так называемые автобанки, дочерние банки автоконцернов. Первыми зарегистрированными стали – Тойота Банк и Мерседец-Бенц Банк Рус, который до 2008 года назывался ДаймлерКрайслер Банк Рус. Чуть позже в России появился и BMW Банк. Тогда, 3 года назад, рынок ожидал от иностранных автобанков серьезной конкуренции. Теоретически банки, специализировавшиеся на розничном кредитовании автомобилей, должны были предоставлять более выгодные условия для заемщиков, в первую очередь все ожидали низких процентных ставок. Однако «иностранцы» вышли на российский кредитный рынок с процентными ставками, не сильно отличавшимися от ставок в «наших» банках.
Впрочем, некоторые преимущества при покупке автомобиля в кредит у официальных дилеров, все же есть.
Основная цель автобанков – расширить клиентскую базу и увеличить продажи автомобилей «своей» марки,
поэтому определенные программы лояльности в таких банках, конечно, существуют. Для клиента удобно осуществлять покупку автомобиля в банке, который непосредственно связан с автосалоном. Кроме того, в автобанках больше программ кредитования, которые создаются под различные модели автомобилей. Поэтому если клиент нацелен на покупку определенного авто, то ему будет удобнее найти подходящие условия в автомобильном банке.
Еще одной альтернативой на рынке автокредитования являются совместные проекты банков и автопроизводителей. Так, например, Ford сотрудничает сразу с пятью банками, Русфинансом, Газпромбанком, Райффайзенбанком, Уралсибом и Юникредитбанком, и может предложить кредиты не менее выгодные, чем по правительственной программе. При этом модельный ряд авто не ограничивается одним «Фокусом».
По специальной программе можно приобрести «Мицубиси». Кредит на приобретение этого авто выдает Газпромбанк. Этот же банк разработал специальные программы кредитования для желающих приобрести автомобили марки «Порше» и «Киа».
Интересное предложение разработал Альфа-Банк совместно с концерном General Motors. По программе GM Finance можно приобрести в кредит автомобили любой модели и комплектации марок Opel, Chevrolet, Saab, Cadillac и Hummer.
По мнению экспертов, сотрудничество автоконцернов с банками представляет собой серьезную конкуренцию правительственной программе по поддержке отечественного автопрома.
Кроме того, альянс банков и автопроизводителей должен положительно отразиться на российском кредитном рынке, который в последнее время переживает не лучшие времена. Впрочем, не исключено, что и правительственная программа будет корректироваться, в том числе и утвержденный перечень автомобилей.
Так или иначе, в скором времени можно надеяться на оживление автокредитного рынка. //www.bank.ru