Мировой финансовый кризис породил любопытные мысли в головах автовладельцев, которые приобрели свои машины в кредит. Так, некоторые полагают, что угрожающая ситуация в банковском секторе, когда некоторые банки того и гляди прекратят свое существование, позволяет задерживать или даже вовсе не осуществлять платежи по автокредитам. Оставив в стороне моральную сторону данного вопроса, — почему бы и нет? Вдруг долги «забудутся», «потеряются»? Одно из коллекторских агентств рассказывает, что на днях в Воронеже пришлось «навестить» обладателя новой Toyota Corolla, который отказался платить очередной взнос, рассчитывая на то, что его банк скоро обанкротится.
А среди людей начали циркулировать слухи типа «теперь мы идем к вам!»
Действительно, сегодня банки как никогда нуждаются в деньгах. Многие уже начали требовать досрочного погашения кредитов. И хотя сферы автокредитов это поветрие еще не затронуло, и требовать назад машины тоже пока никто не собирается, банковские эксперты полагают, что подобное вероятно в том случае, если автомобили подешевеют на 15-25%, что в ближайшее время крайне маловероятно, если вероятно вообще. И главное, — долги придется возвращать при любом сценарии, хотя и возможно, что и не тем банкам, у которых эти деньги были взяты.
Уже сегодня у сборщиков задолженностей работы стало больше, так как растет число задержек с выплатами по всем видам кредитов. В области автокредитования проблемы в первую очередь начались у богатых клиентов, владеющих автомобилями класса премиум. Эти клиенты всегда считались наиболее заслуживающими доверия, поэтому коллекторы их не беспокоят (!). Считается, что в данном случае речь в первую очередь идет не столько о кризисе ликвидности, сколько о проблеме доверия между кредиторами и заемщиками. В этих отношениях кризис недопустим, поскольку может привести к коллапсу.
Однако, эта весьма двусмысленная ситуация также в очередной раз наглядно демонстрирует тот факт, что о равенстве всех граждан перед законом в России речь не идет.
Добросовестных заемщиков успокаивают. Эксперт коллекторского агентства «Ефремов и партнеры» Владислав Топокин говорит, за досрочным погашением кредитов обращаются только к недобросовестным должникам, которые вообще не считают нужным платить. Просить о досрочном погашении кредитов тех, кто регулярно вносит положенные суммы, банкам нет смысла, ибо это будет стоить репутации, операционных и судебных издержек, расходов на «выбивание» долгов. Кроме того, придется организовать продажу конфискованных автомобилей, за которые заемщики не смогут расплатиться. Это тоже не просто. Даже хранение в качестве залога ПТС автомобилей, купленных в кредит, стоит банкам столь существенных средств, что например Unicredit отказался от этой идеи. Формально ПТС в залоге банка ограничивает автовладельцев в распоряжении машиной, но в действительности известно множество случаев, когда владелец кредитного автомобиля писал в ГИБДД заявление об утере ПТС и ему выдавали новый. Единого реестра кредитных автомобилей не существует и ГИБДД не стремится принимать предложение банковского сектора о помощи в его создании.
Итак, поводов для беспокойства у владельцев купленных в кредит автомобилей нет, вот только нужно твердо усвоить, что выплачивать кредит придется в любом случае. Даже если разорится банк-кредитор. Дело в том, что банки зачастую перепродают кредиты, либо сами оказываются купленными другими кредитными организациями. Многие банки уже сейчас рассматривают такие варианты, несмотря на то, что государство помогает банковскому сектору избежать крушения.
Даже если банк обанкротится, государственная система страхования вкладов, обеспечивающая расчеты с клиентами такого банка, получает право взыскания всех задолженностей, в том числе и по автокредитам.
Сергей Василенков, carsguru.net