Что делать, если страховая компания не хочет возмещать убытки

0
1415

При наступлении страхового случая компании далеко не всегда выплачивают
компенсацию, и клиентам приходится изрядно попотеть, чтобы выбить
страховку.

Страховые компании с радостью застрахуют всё, что
угодно, — начиная от квартир и дач и заканчивая любимой куклой дочери.
Однако при наступлении страхового случая они далеко не всегда
выплачивают компенсацию, и клиентам приходится изрядно попотеть, чтобы
выбить страховку.

Скупой страховщик платит дважды


Одна
из таких историй произошла в прошлом году в Омске. Владелец автомобиля
BMW X5 Анатолий застраховал свою новенькую иномарку по рискам «ущерб» и
«хищение» на полную страховую сумму — 2 млн 600 тысяч рублей. Однако
совсем скоро машину угнали, и Анатолию пришлось обратиться к
страховщику с просьбой выплатить компенсацию. Из страховой компании
пришло письмо с отказом. В послании говорилось о том, что угон его
автомобиля не является страховым случаем по договору страхования, а
следовательно, ни на какие компенсации рассчитывать не приходится.

От аварий автомобилисты застрахованы,
а вот от нечистоплотных страховых компаний нет

Понимая,
что одному будет трудно доказать свою правоту,  Анатолий обратился в
общество по защите прав потребителей, специалисты которого подготовили
и подали иск в районный суд. В процессе судебного заседания страховщику
стало понятно, что его отказ выглядит неубедительно, поэтому компания
подала встречный иск. По её мнению, страховая сумма, указанная в
договоре, превысила реальную стоимость машины более чем на 1 млн
рублей. На эту сумму она и просила признать договор страхования
недействительным. Правда, для начала страховщику нужно было доказать,
что на момент заключения соглашения автомобиль действительно стоил
меньше, чем указано в полисе. И представители страховой компании
представили в суд два заключения оценочных организаций, из которых
следовало, что среднерыночная цена BMW X5 составляла примерно 1 млн 500
тысяч рублей.

Однако согласно справке, представленной автосалоном,
стоимость машины составляла 2 млн 600 рублей. Кроме того, ответчику
нечего было сказать на вполне резонный вопрос: почему договор был
заключён на сумму в 2 млн 600 рублей, а страховое возмещение должно
рассчитываться исходя из меньшей суммы?

Так как
предоставить убедительные доказательства своей правоты страховой
компании никак не удавалось, она начала затягивать процесс.
Неоднократно подавала ходатайства о проведении различных экспертиз,
инициировала возобновление расследования уголовного дела по факту
хищения автомобиля (дело было приостановлено из-за невозможности
установить лицо, подлежащее привлечению к ответственности).

Судебное
разбирательство длилось два года. В итоге судом было принято решение о
взыскании со страховой компании возмещения в размере 2 млн 600 рублей,
процентов за пользование чужими средствами (просрочку выплаты
страховки) — 200  тысяч рублей, компенсации морального вреда — 5 тысяч
рублей. Кроме того, за отказ в законном порядке удовлетворить законные
требования потребителя суд взыскал с ответчика штраф — 1 млн 402 тысячи
рублей в пользу государства.

В итоге из-за своей
скупости страховой компании пришлось распрощаться с суммой, более чем в
полтора раза превышающей изначальную выплату по страховому случаю.

Задержки по выплате ОСАГО обойдутся дорого


Тем
не менее Министерство финансов РФ внесло на рассмотрение правительства
поправки в закон об ОСАГО о выплате страховщиками неустойки в случае
задержки страховых выплат. Срок осуществления страховых выплат увеличен
с 15 до 30 дней, но главное — в проекте прописана неустойка за
нарушение сроков выплат, размер которой составляет 1/75 ставки
рефинансирования Центробанка от объёма страховой суммы за каждый день
просрочки. Эти поправки уже приняты и действуют с 1 марта 2008 года.
Другими словами, вышеупомянутый владелец BMW X5 за каждый день
просрочки со стороны страховой компании получал бы примерно по три с
половиной тысячи рублей (0,13% от страховой суммы). А за те 2 года
длившегося судебного процесса мужчина мог бы получить сумму, равную
выплаченной страховке, а не те дополнительные 200 тысяч, которые он
получил в итоге.

— Это естественно, — говорит
начальник отдела автострахования крупной страховой компании Владимир. —
Если страховщику продлеваются сроки на осуществление страховой выплаты,
то, соответственно, устанавливаются и более жёсткие требования по
соблюдению им сроков в качестве неустойки в достаточно серьёзном
размере.

При задержке выплат автовладелец имеет
право требовать компенсацию. Главное — помнить, что отсчёт идёт с
момента подачи  всех необходимых документов в страховую компанию
(заявление, протокол ГИБДД).

— А вот сроки
урегулирования убытков по добровольным видам страхования (КАСКО,
страхование имущества, недвижимости, страхование от несчастного случая
и др.) каждая страховая компания устанавливает самостоятельно, —
рассказывает сотрудник одной из страховых компаний Елена. — Они указаны
в правилах страхования, которые клиент подписывает  при заключении
договора. Поэтому очень внимательно читайте договор, тщательно
проверяйте написание ваших личных данных, так как  ошибки могут
серьёзно затянуть решение по выплате.

В случае
необоснованных задержек клиент может обратиться в службу по защите прав
потребителей, в Федеральную службу страхового контроля, в департамент
страхового надзора при Министерстве финансов и, наконец, в суд.

Оксана КОЗЛОВА, newspaper.moe-online.ru