Генеральная
ассамблея стран — членов международной ассоциации «Зеленая карта» в
четверг приняла Россию в ряды ассоциации. Полис «зеленая карта»
необходим для въезда на автомобильном транспорте в любую из стран
системы, при этом он действует на территории всех стран-участниц
«Зеленой карты» /либо в определенных странах/ и гарантирует свободное
передвижение автовладельца через границы. Пока российские страховщики
продают «зеленые карты» иностранных компаний, однако с 1 января 2009 г,
автовладельцы будут приобретать полисы только наших компаний. Стоит
также отметить, что ежегодно около 4 млн транспортных средств, в том
числе 3,5 млн легковых автомобилей, пересекает западную границу РФ. Чем
обернется вступление России в «Зеленую карту» для автолюбителей и
страховщиков, кто из страховщиков будет продавать «зеленые карты»?
«Зеленая карта» была создана в 1953 г и на сегодняшний день объединяет
более 40 стран, в том числе большинство стран Европы, включая Евросоюз,
ряд стран Африки и Средиземноморья, а также Украину, Беларусь и
Молдавию. Первые попытки присоединиться к ассоциации, были предприняты
российскими страховщиками еще в 1997 г. Именно тогда 20 страховыми
компаниями было создано «Русское бюро Зеленой карты», которое начало
вести переговоры о вступлении России в ассоциацию «Зеленая карта» хотя
бы с ограниченными полномочиями. Однако никаких существенных итогов эти
переговоры не имели из-за отсутствия в России закона об обязательном
страховании автогражданской ответственности /ОСАГО/.
Именно принятие закона об ОСАГО в апреле 2002 г дало новый импульс
развитию переговорного процесса между Россией и Бюро ассоциации
«Зеленой карты». Однако, из года в год вступление откладывалось.
Несколько лет, наши компании безуспешно пытались снизить размер
финансовых гарантий, который рассчитывается исходя из количества
зарегистрированных транспортных средств. Логика российских страховщиков
была понятна: из 34,8 млн зарегистрированных средств, техосмотр
проходят лишь 25 млн, более того, маловероятно, что автомобилисты с
Дальнего Востока будут ездить в Европу. Страховщиками также
предпринимались попытки добиться от государства гарантирования
обязательств хоть в какой-то части, однако они также потерпели фиаско.
В итоге формирование банковских гарантий целиком и полностью легло на
плечи российских страховщиков. Кроме того, российское правительство
приняло документы, необходимые для рассмотрения заявки России, лишь в
марте 2008 г.
По словам заместителя директора российского бюро «Зеленая карта» Сергея
Разувана, к 15 октября российское бюро «Зеленой карты», функции
которого выполняет Российский союз автостраховщиков, должно выполнить
финансовые гарантии и в этом случае, членство России в «Зеленой карте»
активируется с 1 января 2009 г. Российские страховщики должны
предоставить банковскую гарантию на 11 млн евро, а также предоставить
договор перестраховочной программы по рискам сверх 200 тыс евро в
соответствии с требованиями совета бюро «Зеленой карты». Планируется,
что банковская гарантия будет предоставлена Commerzbank, а
перестраховочная программа — компанией Scor.
Стоит отметить, что состав страховщиков, готовых профинансировать
участие России в «Зеленой карте», периодически менялся. Год назад о
своем участии заявляли 23 страховщика. Однако, по словам Сергея
Разувана, в итоговый список вошли следующие компании:
«АльфаСтрахование», Военно-страховая компания, «XXI век», ЖАСО,
ЛК-Сити, «Айни», «Росгосстрах», «Регион», «РОСНО», «УралСиб», «Русский
мир», «Спасские ворота», «Согласие», «Цюрих. Розничное страхование»,
«Шексна», «ЭРГО Русь», «Югория», «РЕСО-Гарантия» и Московская страховая
компания (MSSK) .
При этом некоторые лидеры рынка пока не спешат в «Зеленую карту». К их
числу относится и «Ингосстрах» (INGS). По словам генерального директора
компании Александра Григорьева, по расчетам «Ингосстраха», взнос
кандидатов на участие в «Зеленой карте» в России с учетом формирования
депозита и оплаты перестраховочной программы может составлять до 1 млн
долл, и эти средства не принесут дохода.
Первый заместитель генерального директора страховой компании «ЭРГО
Русь» Евгений Дубенский считает, что «Зеленая карта» — бизнес сложный,
убыточность по нему может быть разная. Так у «ЭРГО Русь» есть опыт по
урегулированию убытков в несколько миллионов евро. По его мнению, когда
реально появятся вопросы оплаты финансовых обязательств и инвестиций,
список российских участников «Зеленой карты» может еще раз
скорректироваться.
Между тем, как показал опрос ПРАЙМ-ТАСС, большинство лидеров рынка не
скупятся на деньги, чтобы удовлетворить своих клиентов. Так,
заместитель генерального Страхового дома ВСК Евгений Уфимцев говорит,
что «у нас нет цели заработать на «Зеленой карте». Эта услуга нами
предоставляется исключительно как дополнительный сервис, расширение
услуг для владельцев транспортных средств».
Директор департамента методологии и обучения «РОСНО» Валерий Федоров
отмечает, что «наша компания ориентирована на то, чтобы предлагать
клиентам весь спектр страховых услуг, максимально полно удовлетворяя их
потребности. Поэтому мы заинтересованы в том, чтобы предложить им еще
один вид страховой защиты в рамках международной системы страхования
автогражданской ответственности «Зеленая карта». Он уверен, что многих
эта услуга заинтересует.
А заместитель руководителя департамента автострахования «Росгосстраха»
Павел Бородин считает, что участие в «Зеленой карте» помимо всего
вышеперечисленного в плане сервиса для клиентов дает страховщику новые
контакты и приобретение европейского опыта по урегулированию убытков,
расширение знаний европейского законодательства в части защиты
имущественных прав.
По словам Е.Дубенского, компания участвует в этом проекте, поскольку
знает и прекрасно разбирается в этом бизнесе: от организации продаж и
перестрахования до урегулирования убытков. Сейчас «ЭРГО Русь» продает
более 35 тыс «зеленых карт» в месяц.
При этом страховщики все же надеются, что, помимо, расширения сервисной
составляющей для клиентов, они не окажутся «в минусе» и по финансовой
части. Опыт участия страховщиков ряда европейских стран в международной
системе «Зеленая карта» показывает, что в данном бизнесе не следует
ожидать сверхприбылей, говорит В.Федоров. «По предварительным оценкам,
ожидаемая рентабельность по данному виду страхования не превысит 5–15
проц. Учитывая накопленный «РОСНО» опыт работы в автостраховании, а
также потенциал международного страхового концерна Allianz SE,
являющегося нашим акционером, мы рассчитываем на положительные
результаты по этой линии бизнеса», — заявляет он.
По словам П.Бородина, РСА прогнозирует объем сборов российских компаний
в первый год после вступления России в систему «Зеленая карта» на
уровне 14 млн евро. Исследования, проведенные независимым актуарным
центром по заказу РСА, позволяют сделать вывод, что даже при
консервативном сценарии развития событий работа российских компаний по
договорам страхования в системе «Зеленая карта» будет рентабельной.
Однако, тарифы на «зеленые карты» пока не определены. По словам
С.Разувана, РСА провел базовые расчеты по основным категориям
транспортных средств. При этом пока неясно, будут ли страховщики
работать по единым тарифам или будут установлены «коридоры» тарифов.
Стоит также отметить, что тарифы должны быть согласованы с Минфином.
С.Разуван говорит, что тарифы будут на уровне среднерыночных, по
которым сейчас российские компании продают полисы иностранных компаний,
а В.Федоров уверен, что на начальном этапе принципиальных изменений по
стоимости «зеленых карт» ждать не приходится, т.к. перечень рисков
остается прежними, меняется лишь страховщик — с иностранного — на
российского. В дальнейшем, по его словам, уровень тарифов будет
зависеть от самих российских автомобилистов: в зависимости от
количества аварий, совершенных по их вине, и общего уровня убыточности,
тарифы на российские «зеленые карты» могут быть скорректированы в ту
или иную сторону.
Если финансовые перспективы страховщиков-участников «Зеленой карты»
неоднозначны, все опрошенные ПРАЙМ-ТАСС эксперты уверены, что
российские автовладельцы только выиграют от вступления России в
ассоциацию «Зеленая карта». Е.Уфимцев считает, что сейчас
автомобилистам продают не самые интересные и выгодные продукты, и они
ограничены в выборе при принятии решения. При вступлении России в
ассоциацию «Зеленая карта» любой человек при выезде за границу сможет
сам выбирать страховую компанию, купить полис страховой компании, где
страхуется и которой доверяет, замечает он.
По мнению В.Федорова, основным преимуществом отечественных «зеленых
карт» для российских автомобилистов является возможность водителя в
случае ДТП оперативно получить по телефону консультацию специалиста на
русском языке. Эту точку зрения также разделяет и П.Бородин, который
считает этот факт для путешественника очень важным. // www.prime-tass.ru