Почти каждый второй россиян имеет страховой полис. Об этом свидетельствуют результаты всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в рамках исследовательского проекта с «Национальным агентством финансовых исследований». Как выяснилось, за последние 2 года число счастливых обладателей страховок выросло на 9 проц. Какие виды страхования держат пальму первенства и изменились ли приоритеты, расскажет ПРАЙМ-ТАСС.
Итак, по-прежнему самым популярным видом страхования остается обязательная автогражданка — почти 20 проц россиян имеют полис ОСАГО, что, в общем-то, совсем неудивительно с учетом того, что этот вид страхования у нас в стране обязательный, а охват ОСАГО составляет более 90 проц. При этом достаточно странным является тот факт, что эта доля практически не изменилась за 2 года, при том, что автопарк в стране вырос, и число продаж полисов ОСАГО по отчетности страховщиков также увеличилось.
Другой вид автострахования — от угона и ущерба значительно менее распространен. Лишь 5,5 проц россиян имеют полис автокаско, хотя количество граждан, имеющих страховую защиту своего авто, и выросло почти в 2 раза. При этом в исследовании отмечается, что в целом за прошедшие два года аудитория автокаско значительно «помолодела»: увеличилось число пользователей в возрасте от 18 до 34 лет, а клиентов автокаско старше 35 лет стало меньше. Можно прогнозировать, что бум автокредитования будет в дальнейшем способствовать увеличению числа сторонников этого вида страхования, особенно с учетом того, что большинство банков все-таки требуют страховать автомобиль при выдаче автокредита.
На втором месте по популярности идет добровольное медицинское страхование /ДМС/: почти 18 проц респондентов заявили, что имеют такой полис. Этот же вид страхования и является явным лидером роста: еще 2 года назад медицинскую страховку имели лишь 11 проц граждан. Понятно, что ДМС — удовольствие не из дешевых и позволить себе его может не каждый. По данным исследования, 54 проц опрошенных, оформивших ДМС, указали уровень собственного заработка свыше 5 тыс руб. Вместе с тем, не исключено, что рост пользователей ДМС был связан с тем, что многие, кто заявил о наличии страховки, платили за нее не сами, а получили на предприятии. Дело в том, что в настоящее время 95 проц рынка ДМС приходится на корпоративное страхование, а покупка полисов ДМС частным лицом является скорее исключением, чем правилом. Более того, как отмечает агентство «Эксперт РА», точкой развития рынка индивидуального ДМС пока являются специфические страховые программы, не включающиеся в стандартный полис корпоративного ДМС. Это программы ведения беременности, медицинского обслуживания детей или «коробочные» продукты, предполагающие одновременное страхование всех членов семьи. Но этот сегмент является неприбыльным для страховщиков, ведь из-за неблагоприятного отбора убыточность рынка индивидуального ДМС значительного выше корпоративного. В значительном числе случаев полис индивидуального ДМС покупается уже после обнаружения проблем со здоровьем, когда страховка теряет свой экономический смысл и становится просто формой финансирования лечения.
Замыкает тройку лидеров по популярности страхование имущества, которое также имеет положительную динамику: о наличии полиса по данному виду страхования заявили 9 проц респондентов против 7,8 проц в 2005 г. Многие страховщики предлагают сейчас «коробочные» продукты по страхованию дач и квартир, которые находят «отклик в сердцах» россиян. Здесь также можно отметить, что квартиры теперь в основном покупаются на собственные средства, что заставляет многих задуматься о дальнейшей судьбе своего имущества.
Развитие рынка туристических услуг в последние годы повлекло за собой рост рынка страхования в поездках и путешествиях. Хотя их доля невелика в общем объеме, и это связано с тем, что, как показывают многочисленные исследования и опросы, отдых за границей могут позволить себе далеко не все граждане нашей страны, а большая часть населения проводит его на собственных дачах и огородах.
Вид страхования | Доля респондентов, 2005 г, проц | Доля респондентов, 2007 г, проц |
---|---|---|
ОСАГО | 20.2 | 19.6 |
Страхование имущества | 7.8 | 9.2 |
Добровольное /платное/ медицинское страхование | 10.9 | 18.1 |
Страхование детей | 3.6 | 3.3 |
Страхование от несчастных случаев | 3.2 | 2.8 |
Автокаско | 3.4 | 5.5 |
Страхование в поездках и путешествиях | 2.8 | 4.4 |
Страхование собственной жизни | 1.9 | 2.2 |
Страхование ответственности за причинение ущерба кому-либо | 0.3 | 0.1 |
Другое | 1.3 | 0.9 |
Не пользуюсь никакими страховыми услугами | 61.1 | 50.7 |
Затрудняюсь ответить | 1.6 | 3.0 |
Интересным является и тот факт, что такие виды страхования, как страхование от несчастных случаев и болезней, страхование собственной жизни, страхование детей и страхование ответственности не пользуются особой популярностью, хотя в большинстве стран именно на них приходится основном объем продаж страховых полисов. Между тем, в настоящее время все большую активность начинают проявлять специализированные компании, которые работают в сфере на страховании жизни. Многие из них созданы с участием крупных иностранных страховщиков и намерены всерьез заняться «окучиванием» наших граждан. Так что, возможно, ситуация в области страхования жизни будет меняться, хотя большинство экспертов не прогнозируют взрывного роста рынка.
Стоит отметить, что наибольшая доля пользователей страховых услуг приходится на города с численностью населения более 1 млн человек, поскольку именно в них сосредоточены основные предприятия и именно в этих городах прежде всего стремятся развернуться и сами страховщики. Тем не менее, даже в небольших населенных пунктах почти каждый третий имеет страховой полис.
В заключении можно отметить, что страховщикам есть куда стремиться, ведь в развитых странах редко кто обладает страховкой по какому-нибудь одному виду, страхование там, как говорится «в крови» и исповедуется комплексный подход к своей защите. У нас же только 13 проц граждан могут похвастаться двумя страховыми полисами, а тремя и более — вполовину меньше. // www.prime-tass.ru