В эти выходные вступили в силу поправки к закону об ОСАГО. Страховщикам теперь придется платить больше — 160 тысяч на каждого потерпевшего в ДТП — и быстрее, поскольку срок рассмотрения уменьшен с 30 до 15 дней с момента подачи заявки. Автовладельцам нововведения покажутся вполне уместными, а компании-страхователи не обрадовались. Они предрекают новшеству сложную судьбу в судебной системе страны.
Поправки, вступившие в силу 1 марта, должны регламентировать правила работы страховщиков с клиентами. Страховым компаниям придется становится более щедрыми и более сговорчивыми. Закон теперь устанавливает лимит суммы возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пострадавших в ДТП – по 160 тысяч рублей на каждого против 120 тысяч, которые выплачивали раньше, а предельная норма в 400 тысяч рублей по общим выплатам, которые пострадавшие должны были делить между собой, отменена.
За погибших в ДТП, по дополнениям в закон об ОСАГО, страховщикам придется заплатить 135 тысяч рублей. Еще 25 тысяч наследники получат на погребение родственника. Если же страховая компания задерживает выплату, то с нее можно будет взыскать пени – 1/75 от страховой суммы в сутки. Это примерно 0,13 процента в сутки или 49 процентов годовых – почти в пять раз больше, чем до этого момента можно было взыскать через суд. Кроме того, физическим лицам с 1 марта разрешается заключать срочные договоры ОСАГО на 3 месяца, а не на 6, как было раньше. Так что, тем, кто собирается в этом году продавать машину, придется платить за страховой полис меньше.
Новые поправки также позволяют несколько упростить выдачу страховой суммы при незначительных повреждениях автомобиля в аварии (если сумма ущерба меньше 25 тысяч рублей). Страховщику и автомобилисту, полюбовно договорившимся о сумме, не нужно будет привлекать независимого эксперта для оценки ущерба. Правда, эта норма вступает в силу не с 1 марта, а с 1 декабря 2008 года.
Этот пункт, кстати, уже вызвал споры среди шоферов. «Сейчас участники ДТП могут полюбовно договориться со страховщиками и не призывать на помощь сотрудников ГИБДД, — пояснил «Фонтанке» координатор Санкт-Петербургской организации по защите прав автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Сыщиков. — Правда, эти нормы не действуют, ведь они противоречат другим законам. Например, пока никто не отменял статью административного кодекса «За оставление места ДТП».
Автомобильный деготь
Ложку дегтя в бочку меда для автомобилистов новые поправки все же добавили: льготный период получения полиса автострахования упразднен. Раньше новый договор ОСАГО, взамен просроченному, можно было заключить в течение месяца. Теперь переоформить его задним числом не удастся. ГИБДД сможет штрафовать нарушителей на следующий же день после окончания срока страховки.
Помимо этого, новые поправки не имеют обратной силы. То есть, на договоры ОСАГО, заключенные даже до 1 марта 2008 года, нововведения не распространяются. Все, кроме отмены льготного периода. В общем, и клиентам, и страховщикам придется быть внимательнее, и читать документы до подписания и прежде чем наступит страховой случай.
Страховщики плачут и не платят
Новые выплаты вводятся без повышения тарифов на полис ОСАГО, сетуют страховщики. “Для компаний, основная доля бизнеса которых сосредоточена на страховании по ОСАГО и каско, наступают тяжелые времена”, — заявил заместитель гендиректора по автострахованию компании “Русский мир” Андрей Знаменский. По его мнению, сложнее всего удержаться на рынке будет мелким компаниям.
Однако, как замечает эксперт — руководитель Северо-западного представительства Российского союза автостраховщиков и Всероссийского союза страховщиков Петр Щербаков, фирмы зря огорчаются. Суммы выплат, по его мнению, остаются мизерными. “Жизнь человека как стоила по страховке 3 копейки, так и стоит, — заявил он. — Нужно принимать поправки, которые уравновесят ценники по российским ОСАГО и по подобным западным страховкам”.
— ОСАГО нельзя сделать идеальным в плохой стране, — заявил в ответ на предложение Щербакова Знаменский. — Если бы закон ставил реальные суммы, то страховку смогли бы получить гораздо больше людей.
Его заявление, правда, не подтверждается статистикой. Так, по данным российского ГИБДД, из 285 тысяч, получивших травмы в ДТП, только 10 тысяч человек получили выплату. Семьи погибших получают возмещение только в 15-16 процентах случаев. В Петербурге в 2007 году пострадавшие получили в качестве компенсаций только 40% от средств, вырученных страховщиками за продажу полисов. Остальные деньги составили доход компаний-страхователей.
Все в суд!
Получить причитающиеся по страховке выплаты пока проще не стало. Новые поправки не только не облегчают жизнь автовладельцам и юристам, но и внесут дополнительный повод для появления коллизий. Пока будут действовать разные договоры (заключенные до внесения поправок и после них), люди будут недоумевать, получая меньшую сумму, чем задекларировано в нововведении. Скорее всего, многие автовладельцы, требуя заплатить “новую” сумму по “старому” договору, пойдут в суды. Выдержит ли судебная система такую нагрузку — неизвестно. Пока в суд, оспаривая выплату по ОСАГО, в Петербурге обращается только 1 из 300 пострадавших в ДТП, в то время как в Европе 1 из 10.
Справка.
1 марта в силу вступил первый “транш” нововведений из трех, которые должны быть приняты федеральным правительством в 2008 году. Остальные будут введены 1 июля и 1 декабря. По замыслу законодателей, поправки должны плавно привести систему автострахования к европейскому стандарту. В частности, будут введены поправки, касающиеся так называемых “прямых” выплат. Потерпевший при ДТП сможет обращаться за выплатой в ту организацию, с которой у него заключен договор, а не в страховую компанию виновника аварии. Отдаленно эта процедура напоминает автокаско. Но по ОСАГО страховые компании пострадавшего и виновника аварии проведут взаиморасчеты, и водителей это уже не будет касаться.
Маша Могилевская, www.fontanka.ru