Текст: Артем Бетев. Фото: Reuters.
Правила обязательного автострахования претерпят существенные изменения. Об этом свидетельствует проект поправок в закон об ОСАГО, оказавшийся в распоряжении «Газеты.Ru». По мнению правозащитников, обновленный закон опять будет направлен против интересов автовладельцев.
Специалисты Министерства финансов внесли в правительство РФ проект закона, вносящий существенные изменения в закон о гражданской ответственности автовладельцев. Формально в этом законопроекте авторы исправили все недочеты первой версии автогражданки. Разработчики при участии Российского союза автостраховщиков предлагают исправить несколько раздражающих водителей пунктов,
чтобы снизить напряжение вокруг миллионных прибылей страховщиков.
Например, будет уточнен порядок выплат компенсаций потерпевшим. Сейчас по автогражданке, если нанесен вред здоровью одного человека, выплачивается максимум 160 тыс. руб., а если пострадали несколько, то на всех потерпевших, даже если в аварию попал рейсовый автобус, делятся 240 тыс. руб. По новому закону уже каждый человек, здоровью которого в результате ДТП был причинен ущерб, имеет право на компенсацию до 160 тыс. руб. Но при этом за компенсацией ущерба здоровью обращаются единицы, плюс ее очень трудно выбить. В Гражданском кодексе сказано, что такие выплаты осуществляются, только если лекарства или врачебную помощь для лечения нельзя получить бесплатно, а в России пока бесплатную медицину никто не отменял. А вот максимальный размер выплаты за более распространенный вариант – разбитый автомобиль – остался тот же: 120 тыс. руб. для одной машины и 160 тыс. руб. для нескольких.
Так называемый европротокол в предложенных поправках тоже прописан хитро.
Европротокол – это распространенная в Европе процедура оформления мелких аварий, в которых не пострадали люди, без участия сотрудников дорожной инспекции. В проекте Минфина также предлагается такие аварии рассматривать без участия инспектора ГИБДД, но только при условии «взаимного согласия водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию, в оценке размера ущерба, причиненного имуществу и не превышающего 25 тысяч рублей». По мнению юриста Коллегии правовой защиты автомобилистов Марата Бикбова, это приведет к росту случаев, когда люди в шоке после аварии будут соглашаться на европротокол, а потом будет выяснятся, что автомобилям нанесен гораздо больший ущерб: «Например, автовладелец может не заметить, что поехал лонжерон. А в этом случае ремонт может оказаться уже не 25, а 125 тыс. руб.». «Плюс открывается простор для недобросовестных сотрудников ДПС, которые будут либо убеждать водителей не тратить время на протокол, утверждая, что повреждений меньше чем на 25 тыс. рублей. Либо они за протокол могут начать вымогать деньги», – добавил Бикбов.
Также в этом законопроекте есть пункт, который можно трактовать как введение в ОСАГО принципа «новое за старое», то есть оплата ремонта автомобиля по автогражданке без учета его износа.
Но он написан таким образом, что в рекламных целях проекта его можно трактовать в пользу пострадавших автовладельцев, а в суде – в пользу автостраховщиков. В этом положении установлено, что страховщик обязан выплатить столько денег, чтобы их хватило для «приведения имущества в состояние, в котором оно находилось до момента наступления страхового случая», то есть до ДТП. Страховщик вполне может доказывать в суде, что до аварии крыло или дверь были насквозь ржавыми и компенсировать нужно стоимость точно таких же «убитых» деталей.
Кроме этого, по мнению Бикбова, новый текст закона, скорее всего, сделает недействительным решение Конституционного суда, согласно, которому право на страховую выплату сохраняется, даже если в ДТП попал водитель, не вписанный в страховой полис. «В поправках изменилась формулировка страхового случая, и из 2-го пункта 15-й статьи исчезли слова, что по обязательной автогражданке страхуется не только риск страхователя, но и «других использующих транспортное средство на законном основании владельцев», – пояснил он.
Плюс в законе содержится для страховщиков и несколько небольших бонусов. С 15 до 30 дней увеличивается срок рассмотрения заявления о страховой выплате. Собеседник «Газеты.Ru» в Минфине рассказал, что это было сделано по просьбе представителей РСА, участвовавших в разработке проекта: «Пожаловались, что не успевают за две недели». Еще в обновленном законе не будет положения, которое сейчас фактически продляет действие страховки на дополнительные 30 дней после окончания действия договора.
Зато в этом проекте наконец отменено положение, по которому полис ОСАГО не действует на «внутренней территории организации».
Сейчас, руководствуясь этой нормой, страховщики отказываются платить за машины, разбитые, например, на парковках супермаркетов. Кроме этого, если закон будет принят, не надо будет страховать легковые автоприцепы.
Пока проект проходит согласования в правительстве РФ перед внесением в Госдуму, уже начались разговоры об увеличении базовых тарифов на ОСАГО. Дело в том, что сами страховщики и некоторые сочувствующие им депутаты считают, что «автогражданка» не выгодна и после внесения нескольких улучшающих положение автомобилистов поправок РСА должен обанкротиться. Так, член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Владимир Тарачев заявил во вторник, что повышения базовых тарифов можно ожидать уже в 2008-2009 годах.
(с) www.gazeta.ru/