В скором времени может случиться то, о чем так много говорили: стоимость страхования гражданской ответственности существенно вырастет. Идя на поводу у страдающих от недостатка прибыли страховщиков, в Минфине подготовили соответствующий законопроект. Документ направлен на рассмотрение в правительство.
Формальный повод для повышения тарифов – увеличение страховых выплат. На сегодняшний день максимум, на что может рассчитывать пострадавший в ДТП, – 160 тысяч. А на «железо» установлен лимит, равный 120 тысячам рублей. Если учесть, что услуги врачей сейчас обходятся недешево, а запчасти к современным машинам могут стоить и вовсе баснословных денег, предложение страховщиков кажется разумным. На первый взгляд.
В законопроекте прописаны нормы, согласно которым люди, чьему здоровью в результате аварии был нанесен ущерб, смогут получить на лечение до 500 тысяч рублей. Разбитую машину также оценят дороже – до 400 тысяч рублей. Но если где-то прибудет, значит, где-то и убудет – в данном случае речь о кошельках автовладельцев. В Минфине совершенно не обеспокоены тем, что полисы могут подорожать вдвое. Заместитель главы департамента финансовой политики министерства Вера Балакирева подчеркнула: «Рост (базового) тарифа не превысит 50 процентов». Напомним, что по состоянию на сегодняшний день этот тариф равен 1980 рублям. Помимо него существуют региональные коэффициенты.
В результате ежегодная дань страховщикам в Москве для многих составляет более шести тысяч рублей. Именно в такую сумму обойдется полис ОСАГО для человека старше 22 лет, чей стаж – три года и более, а в пользовании – машина с двигателем мощностью более 150 лошадиных сил. При этом в полис будут вписаны лишь несколько человек. Если же выбрать вариант с «доступом к рулю» неограниченного числа водителей (знакомых, друзей, родственников), ОСАГО мгновенно подорожает на четыре с лишним тысячи рублей.
Но увеличением базового тарифа чиновники не ограничились. Законопроект также предполагает, что вырастут и специальные коэффициенты. Для неопытных водителей, а также для тех, кто предпочитает оформлять полис ОСАГО на 3-5-месячный срок, а не на целый год. Подорожают услуги страховщиков и для всех без исключения водителей из 169 городов России. Понятное дело, первое место в этом списке займут Москва и Санкт-Петербург. Кроме того, с 0,9 до 1 предполагается поднять ставку для машин с двигателями мощностью 50-70 «лошадок» и с 1 до 1,1 – для авто с двигателями 70-100 лошадиных сил.
Если законопроект будет принят, чистый «профит» страховщиков сильно «прибавит в весе»: на 22 процента, подсчитали эксперты. И, естественно, страховые компании по-прежнему будут платить за разбитый бампер 10-летней иномарки втрое меньше его стоимости на разборке, и, естественно, страховые компании по-прежнему будут отказывать в компенсации ущерба, ссылаясь на собственную финансовую несостоятельность, и, естественно, страховые компании по-прежнему будут тянуть с выплатами, невзирая на прописанные в законодательстве нормы. К сожалению, такова российская страховая реальность. Которая вполне может стать ощутимо дороже в 2012-2013 годах. Ведь раньше, в канун выборов, власти страны вряд ли пропустят такой «антинародный» документ.
Напомним, что, согласно новому закону о техосмотре, с 2012 года полис ОСАГО невозможно будет получить, не пройдя техосмотр. Который также будет контролироваться страховщиками. И который также существенно подорожает. ТО «по-новому» обойдется автовладельцам в сумму, большую по отношению к стоимости госпошлины и меньшую по отношению к стоимости услуги «талончик на дом». Если учесть, что госпошлина – 300 рублей, а взятка (будем называть вещи своими именами) – 5000 рублей, то несложно предположить: за легальный техосмотр придется отдать несколько тысяч рублей.
Александр Кузьмин, www.autonews.ru