Проект Федерального закона

0
2270

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

 

Вносится Правительством Российской Федерации

Статья 1.

Внести в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2003, № 26, ст. 2566; 2005, № 1, ст. 25; № 30, ст. 3114; 2006, № 48, ст. 4942; 2007, № 1, ст. 29; № 49, ст. 6067; 2008, № 30, ст. 3616; № 52, ст. 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 9, ст. 1045; № 52, ст. 6420; № 52, ст.6438; 2010, № 6 ст. 565; № 17 ст. 1988) следующие изменения:

1) преамбулу дополнить словами «, а также страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в рамках международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования)»;

2) в статье 1:

а) тринадцатый абзац изложить в следующей редакции:

«компенсационные выплаты — платежи, которые осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом в случаях, если страховая выплата по договору обязательного страхования или возмещение по соглашению о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона) в счет страховой выплаты не могут быть осуществлены;»;

б) четырнадцатый абзац изложить в следующей редакции:

«представитель страховщика в субъекте Российской Федерации (далее — представитель страховщика) — обособленное подразделение страховщика (филиал) в субъекте Российской Федерации, выполняющее в предусмотренных гражданским законодательством пределах полномочия страховщика по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и (или) прямом возмещении убытков, а также их осуществлению, или другой страховщик, присоединившийся к соглашению о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона) и выполняющий на основании заключенного со страховщиком договора полномочия по рассмотрению требований потерпевших о страховых выплатах и их осуществлению от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность причинившего вред лица, и (или) полномочия по рассмотрению требований о прямом возмещении убытков и их осуществлению от имени и за счет страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего;»;

в) дополнить шестнадцатым абзацем следующего содержания:

«направление на ремонт — документ, выдаваемый потерпевшему страховщиком и подтверждающий обязанность страховщика в счет страховой выплаты оплатить восстановительный ремонт указанного в таком документе транспортного средства потерпевшего в указанной в нем станции технического обслуживания транспортного средства;»;

г) дополнить семнадцатым абзацем следующего содержания:

«урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования — рассмотрение требований потерпевших, национальных объединений страховых организаций других стран и иных участников международных систем страхования о возмещении вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия владельцем транспортного средства, ответственность которого застрахована в рамках международных систем страхования, и, если в результате такого рассмотрения не принято решение об отказе, осуществление страховой выплаты в возмещение этого вреда, а также возмещение расходов (выплата вознаграждения) лицу (лицам), которые в соответствии с настоящим Федеральным законом, требованиями международных систем страхования, правилами профессиональной деятельности осуществили такую страховую выплату.»;

д) дополнить восемнадцатым абзацем следующего содержания:

«Иные понятия и термины, используемые в настоящем Федеральном законе, применяются в том значении, в каком они используются в других законодательных актах Российской Федерации.»;

3) в пункте 3 статьи 4:

а) в подпункте «г» слова «международных систем страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, участником которых является профессиональное объединение страховщиков, действующее в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее — международные системы страхования)» заменить словами «международных систем страхования»;

б) дополнить подпунктом «е» следующего содержания:

«е) транспортных средств, не имеющих колесного движителя (транспортные средства, в конструкции которых применен гусеничный, полугусеничный, санный и иной неколесный движитель), и прицепов к ним.»;

4) подпункт «л» пункта 2 статьи 6 исключить;

5) в статье 7:

а) в подпункте «а» слова «не более 160 тысяч рублей» заменить словами «500 тысяч рублей»;

б) в подпункте «б» слова «нескольких потерпевших, не более 160 тысяч рублей» заменить словами «каждого потерпевшего, 400 тысяч рублей»;

в) подпункт «в» исключить;

6) в статье 8:

а) в пункте 2 слово «потерпевшим» исключить;

б) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

«В случае изменения страховых тарифов договор (государственный или муниципальный контракт), предусматривающий заключение страховщиком договоров обязательного страхования в отношении транспортных средств страхователя, исполняется в соответствии с размерами страховых тарифов, действовавших на момент заключения такого договора (государственного или муниципального контракта).»;
в) пункт 5 после слов «об обязательном страховании» дополнить словами «, включая данные о размере собранных страховых премий и осуществленных страховых выплат, количестве заявленных страховых случаев и урегулированных страховых случаях, уровне выплат по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации, а также об уровне убыточности обязательного страхования,»;

7) в пункте 2 статьи 9 слова «для юридических лиц — по месту регистрации транспортного средства» заменить словами «для юридических лиц либо их филиалов (представительств) — по месту их нахождения, указанному в соответствующих учредительных документах;

8) пункт 3 статьи 10 исключить;

9) в статье 11:

а) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. В случае причинения вреда жизни потерпевшего в результате дорожно-транспортного происшествия положения настоящего Федерального закона, касающиеся потерпевших, применяются к лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, наследникам потерпевших и другим лицам, которые в соответствии с пунктом 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона имеют право на возмещение вреда, причиненного им при использовании транспортных средств иными лицами.

Положения настоящего Федерального закона, касающиеся страховщиков, которым предъявлено требование о возмещении вреда по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, применяются к страховщикам, которые застраховали гражданскую ответственность потерпевших.»;

б) в пункте 5 слова «сотрудниками милиции, за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящей статьи» заменить словами «сотрудниками органов внутренних дел, за исключением случая, предусмотренного статьей 11.1 настоящего Федерального закона»;

в) пункты 8 — 11 исключить;

10) дополнить статьей 11.1 следующего содержания:

«Статья 11.1. Оформление документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел

1. Без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, в случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом;

в) обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия и зафиксированы в извещении о дорожно-транспортном происшествии, бланк которого заполнен водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств в соответствии с правилами обязательного страхования.

2. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах обоими водителями, причастными к дорожно-транспортному происшествию, направляется ими страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с требованием о возмещении вреда, причиненного его имуществу.

3. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел владельцы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, обязаны по требованию страховщика представить данные транспортные средства для проведения осмотра и (или) независимой экспертизы в течение 5 рабочих дней со дня получения такого требования.

Для обеспечения возможности осмотра и (или) независимой экспертизы транспортных средств, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии, в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел владельцы данных транспортных средств без наличия на то согласия страховщика не должны приступать к их ремонту или утилизации до истечения 15 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

4. В случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел размер страховой выплаты, причитающейся потерпевшему в счет возмещения вреда, причиненного его имуществу, не может превышать 50 тысяч рублей.

5. Потерпевший, получивший страховую выплату на основании настоящей статьи, не вправе предъявлять страховщику дополнительные требования о возмещении вреда, причиненного его имуществу в результате такого дорожно-транспортного происшествия.

Потерпевший имеет право обратиться к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, за возмещением вреда, который причинен жизни или здоровью, возник после предъявления требования о страховой выплате и о котором потерпевший не знал на момент предъявления требования.»;

11) в статье 12:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с повреждением здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия.

Страховая выплата за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на его восстановление, производится страховщиком на основании документов, выданных органами внутренних дел, подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, а также медицинских документов, предоставленных учреждениями здравоохранения (медицинскими организациями), в которых потерпевшему оказана медицинская помощь в связи со страховым случаем, с указанием характера и степени выраженности повреждений здоровья потерпевшего. Размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на лечение определяется, исходя из страховой суммы, установленной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона, с учетом характера повреждения здоровья потерпевшего в соответствии с таблицей страховых выплат, установленной правилами обязательного страхования.

Впоследствии страховщиком производится дополнительная страховая выплата в следующих случаях:

а) если по результатам медицинской экспертизы (исследования), проведенной, в том числе учреждениями судебно-медицинской экспертизы при производстве по делу об административном правонарушении, по уголовному делу, а также по обращению самого потерпевшего, установлено, что характер повреждения здоровья потерпевшего соответствует большему размеру страховой выплаты, чем было определено первоначально, согласно таблице страховых выплат, установленной правилами обязательного страхования. Размер доплаты к ранее осуществленной страховой выплате определяется страховщиком как разница между подлежащей выплате сумме, соответствующей установленному характеру повреждения здоровья потерпевшего по представленному им экспертному заключению, и ранее произведенной страховой выплатой за причинение вреда здоровью потерпевшего;

б) если потерпевшему установлена группа инвалидности (или категория «ребенок-инвалид») по результатам проведения медико-социальной экспертизы вследствие повреждений, полученных в результате дорожно-транспортного происшествия. Размер дополнительной страховой выплаты определяется страховщиком с учетом группы инвалидности (или категории «ребенок-инвалид»), указанной  в заключении медико-социальной экспертизы, в соответствии с таблицей страховых выплат, установленной правилами обязательного страхования, за вычетом ранее произведенной страховой выплаты за причинение вреда здоровью потерпевшего.

В случае если понесенные потерпевшим дополнительные расходы на лечение и восстановление поврежденного в результате дорожно-транспортного происшествия здоровья (расходы на реабилитационно-восстановительное лечение, приобретение лекарств, протезирование, ортезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение и прочие), а также утраченный потерпевшим заработок (доход) в связи с повреждением его здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия превысили сумму произведенных потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом страховой выплаты и дополнительной страховой выплаты, страховщик производит доплату при подтверждении того, что потерпевший нуждался в указанных видах помощи, а также при документальном подтверждении размера утраченного заработка (дохода), который потерпевший имел либо определенно мог иметь на момент наступления страхового случая. Доплата производится в размере разницы между утраченным потерпевшим заработком, а также дополнительно понесенными расходами, подтвержденными документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, и общей суммой произведенной страховой  выплаты за причинение вреда здоровью потерпевшего.

Страховая выплата в части возмещения утраченного потерпевшим заработка (дохода) осуществляется единовременно в порядке, определенном правилами обязательного страхования.
Совокупный размер страховой выплаты за причинение вреда здоровью потерпевшего с учетом страховой выплаты, дополнительной страховой  выплаты, доплаты за дополнительно понесенные расходы на восстановление поврежденного здоровья потерпевшего и утраченного заработка (дохода) потерпевшего, не превышает  страховой суммы, установленной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона.

Страховая выплата за причинение вреда здоровью потерпевшего, осуществляется потерпевшему либо лицам, являющимся доверенными лицами потерпевшего, полномочия которых на получение страховой выплаты удостоверены надлежащим образом.

Для осуществления страховой выплаты в части возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, страховщик не вправе требовать документы, не предусмотренные правилами обязательного страхования.»;

б) пункт 1.1 считать пунктом 1.2;

в) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:

«1.1. Размер страховой выплаты за причинение вреда жизни потерпевшего составляет:

475 тысяч рублей — лицам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего;

не более 25 тысяч рублей на возмещение расходов на погребение — лицам, понесшим такие расходы.

В случае смерти потерпевшего право на возмещение вреда, имеют следующие лица (выгодоприобретатели):

а) состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания:

— родитель, супруг либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за находившимися на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению медицинских органов нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
— несовершеннолетние;
— лица в возрасте от 18 до 23 лет, обучающиеся в учебных учреждениях по очной форме;
— женщины старше пятидесяти пяти лет и мужчины старше шестидесяти лет;
— инвалиды;
— ребенок умершего, родившийся после его смерти;
— лица, состоявшие на иждивении умершего и ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет после его смерти.

б) в случае отсутствия лиц, указанных в подпункте «а» пункта 1.1 настоящей статьи, родители, супруг (супруга), дети умершего потерпевшего, а также граждане, у которых потерпевший находился на иждивении, если он не имел самостоятельного дохода.

Размер страховой выплаты, установленный вторым абзацем пункта 1.1 настоящей статьи, распределяется поровну между лицами, имеющими право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего.»;
г) пункт 2.2 изложить в следующей редакции:

«2.2. К указанным в пункте 2.1 настоящей статьи расходам относятся также расходы на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта, расходы на оплату работ, связанных с таким ремонтом. Размер расходов на запасные части определяется с учетом износа комплектующих изделий (деталей, узлов и агрегатов), подлежащих замене при восстановительном ремонте. При этом на указанные комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты) не может начисляться износ свыше 80 процентов их стоимости.

Размер расходов на материалы и запасные части, необходимые для восстановительного ремонта транспортного средства, а также расходов на оплату связанных с ним работ определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.»;

д) в пункте 3 первый абзац дополнить предложениями следующего содержания:

«В случае непредставления потерпевшим поврежденного имущества для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в согласованную со страховщиком дату страховщик согласовывает с потерпевшим новую дату осмотра и (или) организации независимой экспертизы поврежденного имущества потерпевшего. При этом в случае неисполнения потерпевшим установленной пунктом 2 настоящей статьи обязанности представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) срок принятия страховщиком решения о страховой выплате, определенный в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Федерального закона, может быть продлен на период, не превышающий количество дней между датой представления потерпевшим поврежденного имущества или его остатков и согласованной с потерпевшим датой осмотра и (или) независимой экспертизы.»;

г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. К отношениям между потерпевшим и страховщиком по поводу осуществления прямого возмещения убытков по аналогии применяются правила, установленные настоящим Федеральным законом для отношений между потерпевшим и страховщиком по поводу осуществления страховых выплат. Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.»;

12) статью 13 изложить в следующей редакции:

«Статья 13. Страховая выплата

1. Потерпевший вправе предъявить страховщику требование о возмещении вреда, причиненного его жизни, здоровью или имуществу, в пределах страховой суммы.

Требование о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью потерпевшего предъявляется к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред. Требование о возмещении вреда, причиненного имуществу потерпевшего, предъявляется страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 14.1 настоящего Федерального закона, — к страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего.

Заявление потерпевшего, содержащее требование о возмещении причиненного ему вреда, с приложенными к нему документами, предусмотренными правилами обязательного страхования, направляется страховщику по месту нахождения страховщика или его представителя, уполномоченного страховщиком на рассмотрение указанных требований потерпевшего и осуществление страховых выплат или прямого возмещения убытков.

Место нахождения и почтовый адрес страховщика, а также всех его представителей в субъектах Российской Федерации, средства связи с ними и сведения о времени их работы должны быть указаны в перечне представителей страховщика в субъектах Российской Федерации, бесплатно выданном страхователю страховщиком при заключении договора обязательного страхования.

При недостаточности документов, подтверждающих факт наступления страхового случая и размер подлежащего возмещению вреда, страховщик в течение 10 дней со дня их получения по почте, а при личном обращении — в день обращения с заявлением о страховой выплате, обязан сообщить об этом потерпевшему с указанием полного перечня недостающих и (или) неверно оформленных документов.
Страховщик не вправе требовать от потерпевшего документы, не предусмотренные правилами обязательного страхования.

2. Страховщик принимает решение об осуществлении страховой выплаты в течение 30 дней со дня принятия к рассмотрению заявления потерпевшего о страховой выплате и приложенного к нему полного комплекта документов. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в страховой выплате.

При нарушении срока осуществления страховой выплаты страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему неустойку (пени) в размере одной семьдесят пятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был осуществить страховую выплату потерпевшему, от установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом размера страховой выплаты по виду возмещения вреда каждому потерпевшему.

При нарушении срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате страховщик за каждый день просрочки уплачивает потерпевшему денежные средства в виде финансовой санкции в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день, когда страховщик должен был осуществить страховую выплату потерпевшему, от установленной статьей 7 настоящего Федерального закона страховой суммы по виду возмещения вреда каждому потерпевшему. Предусмотренные настоящей статьей неустойка (пени) и финансовая санкция при нарушении срока осуществления страховой выплаты или срока направления потерпевшему мотивированного отказа в страховой выплате уплачиваются потерпевшему непосредственно на основании поданного им заявления о страховой выплате, при этом страховщик не вправе требовать дополнительные документы для их уплаты.

Контроль за соблюдением страховщиками порядка осуществления страховых выплат производит федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В случае выявления нарушения страховщиком срока осуществления страховой выплаты федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью выдает такому страховщику предписание о необходимости исполнения обязательств по осуществлению страховой выплаты потерпевшему и выплате неустойки (пени), предусмотренных настоящей статьей.

Размер неустойки (пени), подлежащей выплате потерпевшему, не может превышать размер страховой суммы по виду возмещения вреда, установленный статьей 7 настоящего Федерального закона.

До полного определения размера подлежащего возмещению вреда страховщик по заявлению потерпевшего вправе произвести часть страховой выплаты, соответствующую фактически определенной части указанного вреда.

2.1. По выбору потерпевшего возмещение вреда, причиненного его транспортному средству, может осуществляться:

а) в натуральной форме путем организации и оплаты ремонта поврежденного транспортного средства потерпевшего в выбранной потерпевшим по согласованию со страховщиком станции технического обслуживания транспортных средств, с которой страховщиком заключен договор;

б) в денежной форме по выбору потерпевшего наличным или безналичным расчетом путем выдачи суммы страховой выплаты в кассе страховщика или перечисления суммы страховой выплаты на банковский счет, указанный потерпевшим.

2.2. В случае принятия решения о возмещении вреда в натуральной форме страховщик обязан организовать и оплатить ремонт транспортного средства в согласованный с потерпевшим срок, указанный в направлении на ремонт транспортного средства.

Положения настоящего федерального закона, касающиеся осуществления страховой выплаты, применяются к возмещению вреда, причиненного транспортному средству, в натуральной форме, если иное не предусмотрено федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.

3. Страховщик в течение 25 дней со дня принятия первого заявления о страховой выплате в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего в результате страхового случая, принимает заявления о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования документы от иных выгодоприобретателей.  В течение 5 дней после окончания указанного срока принятия заявлений от лиц, имеющих право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, страховщик осуществляет страховую выплату. Страховая выплата в части возмещения вреда, причиненного жизни потерпевшего, осуществляется единовременно.

Лицо, имеющее право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего в результате страхового случая, и предъявившее страховщику требование о страховой выплате после того, как страховая выплата по данному страховому случаю была распределена между лицами, имеющими право на возмещение вреда в случае смерти потерпевшего, вправе требовать от них возврата причитающейся в соответствии с настоящим Федеральным законом части страховой выплаты или требовать выплаты возмещения от лица, причинившего вред жизни потерпевшему в результате данного страхового случая в соответствии с гражданским законодательством.

4. Если все участники дорожно-транспортного происшествия признаны ответственными за причиненный вред, страховщики возмещают вред, причиненный в результате такого дорожно-транспортного происшествия, с учетом степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована.

Страховщики возмещают вред, причиненный потерпевшему несколькими лицами, в размерах пропорционально степени вины лиц, гражданская ответственность которых ими застрахована. При этом потерпевший вправе обратиться к любому из страховщиков, застраховавших гражданскую ответственность причинителей вреда.

Страховщик, возместивший совместно причиненный несколькими лицами вред, имеет право регресса, предусмотренное гражданским законодательством.

В случае если степень вины участников дорожно-транспортного происшествия не установлена, ответственность между ними разделяется поровну.

5. Лицо, возместившее потерпевшему вред, причиненный в результате страхового случая, имеет право требования к страховщику, определенному с учетом особенностей, предусмотренных вторым абзацем пункта 4 статьи 11 настоящего Федерального закона, в размере, определенном в соответствии с настоящим Федеральным законом с учетом выплаченной суммы. Реализация перешедшего права требования осуществляется в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств с соблюдением положений настоящего Федерального закона, регулирующих отношения между потерпевшим и страховщиком.

С лица, причинившего вред, может быть взыскана сумма требования, оставшаяся нереализованной в соответствии с настоящим Федеральным законом.»;

12) статью 14 изложить в следующей редакции:

«Статья 14. Право регрессного требования страховщика

1. Страховщик имеет право предъявить регрессное требование к причинившему вред лицу в размере произведенной страховщиком страховой выплаты, если:

а) вследствие умысла указанного лица был причинен вред жизни или здоровью потерпевшего;

б) вред был причинен указанным лицом при управлении транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), а равно лицом, не выполнившим законного требования сотрудника органов внутренних дел о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения, либо лицом, употребившим алкогольные напитки, наркотические или психотропные вещества после дорожно-транспортного происшествия, в результате которого причинен вред, либо после того, как транспортное средство, при использовании которого им был причинен вред, было остановлено по требованию сотрудника органов внутренних дел, до проведения уполномоченным должностным лицом освидетельствования в целях установления состояния опьянения или до принятия уполномоченным должностным лицом решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;

в) указанное лицо не имело права на управление транспортным средством, при использовании которого им был причинен вред;

г) указанное лицо скрылось с места дорожно-транспортного происшествия;

д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства только указанными в договоре обязательного страхования водителями);

е) страховой случай наступил при использовании указанным лицом транспортного средства в период, не предусмотренный договором обязательного страхования (при заключении договора обязательного страхования с условием использования транспортного средства в период, предусмотренный договором обязательного страхования);

ж) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение 5 рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;

з) указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников органов внутренних дел приступило к ремонту или утилизации транспортного средство, при использовании которого им был причинен вред, и (или) не представило по требованию страховщика данное транспортное средство для проведения осмотра и (или) независимой экспертизы.

В определенных настоящей статьей обстоятельствах страховщик дополнительно вправе требовать от причинившего вред лица возмещения расходов, понесенных при рассмотрении страхового случая.

2. Случаи, предусмотренные подпунктами «б» — «г», «ж» и «з» пункта 1 настоящей статьи не могут являться основанием для отказа страховщика в страховой выплате или задержки ее осуществления.

3. Положения настоящей статьи распространяются на случаи возмещения вреда, причиненного потерпевшему в результате дорожно-транспортного происшествия, страховщиком, застраховавшим его гражданскую ответственность, с учетом особенностей установленных статьей 14.1 настоящего Федерального закона.»;

13) в статье 14.1:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. В случае наличия одновременно следующих обстоятельств:

а) в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу;

б) дорожно-транспортное происшествие произошло с участием двух транспортных средств, гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с настоящим Федеральным законом, — потерпевший предъявляет требование о возмещении вреда, причиненного его имуществу, страховщику, который застраховал его гражданскую ответственность.»;

б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, осуществляет возмещение вреда, причиненного имуществу потерпевшего от имени страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред (осуществляет прямое возмещение убытков), в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона) в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона.»;

в) пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Страховщик, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, обязан возместить в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).»;

г) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. В случае проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, процедур, применяемых в деле о банкротстве, или отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности, страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, вправе требовать у профессионального объединения страховщиков осуществления компенсационной выплаты в размере, установленном соглашением о прямом возмещении убытков в соответствии со статьей 26.1 настоящего Федерального закона.»;

д) дополнить пунктом 7 следующего содержания:

«7. Страховщик, застраховавший гражданскую ответственность причинителя вреда, возместивший в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный им потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к причинившему вред лицу в размере возмещенного потерпевшему вреда.»;

е) дополнить пунктом 8 следующего содержания:

«8. Профессиональное объединение страховщиков, возместившее в счет компенсационной выплаты по договору обязательного страхования страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенный потерпевшему вред, в предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона случаях имеет право требования к причинившему вред лицу в размере возмещенного потерпевшему вреда.»;

ж) дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9. Потерпевший, имеющий в соответствии с настоящим Федеральным законом право предъявить требование о возмещении вреда, причиненного имуществу, непосредственно страховщику, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, в случае проведения в отношении этого страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедуры, применяемой в деле о банкротстве, или отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности, вправе предъявить требование о страховой выплате страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность причинителя вреда.»;

14) в статье 15:

а) дополнить пунктом 7.1 следующего содержания:

«7.1. Страховщик обязан обеспечивать контроль за использованием бланков страховых полисов обязательного страхования страховыми посредниками (страховыми брокерами, страховыми агентами) и несет ответственность за их несанкционированное использование. Для целей настоящего Федерального закона под несанкционированным использованием бланков страховых полисов обязательного страхования понимается возмездная или безвозмездная передача чистого или заполненного бланка страхового полиса владельцу транспортного средства без отражения в установленном порядке факта заключения договора обязательного страхования, а также искажение представляемых страховщику сведений об условиях договора обязательного страхования, отраженных в бланке страхового полиса, переданного страхователю.

В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших владельцем транспортного средства, обязательное страхование гражданской ответственности которого удостоверено страховым полисом обязательного страхования, бланк которого несанкционированно использован, страховщик, которому принадлежал данный бланк страхового полиса, обязан выплатить за счет собственных средств компенсацию в счет возмещения причиненного потерпевшему вреда в размере, определенном в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона. Выплата указанной компенсации осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для осуществления страховой выплаты. Принадлежность бланка страхового полиса обязательного страхования страховщику удостоверяется профессиональным объединением страховщиков в соответствии с правилами профессиональной деятельности, предусмотренными подпунктом «п» пункта 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

Неполная и (или) несвоевременная оплата страховщику полученной страховым посредником страховой премии не освобождает страховщика от исполнения обязательств по договору обязательного страхования или по принадлежащему ему несанкционированно использованному бланку страхового полиса.

В пределах суммы компенсации, выплаченной страховщиком потерпевшему в соответствии с настоящим пунктом, а также расходов на урегулирование убытков страховщик имеет право требования к лицу, ответственному за несанкционированное использование бланка страхового полиса, принадлежавшего страховщику.

Страховщик при заключении договора со страховым посредником предусматривает его ответственность за несанкционированное использование бланка страхового полиса, утрату бланков страховых полисов, ненадлежащее представление информации о заключенных договорах обязательного страхования, ненадлежащую оплату страховых премий, полученных от страхователей.»;

б) пункт 10 дополнить абзацами следующего содержания:

«Расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется на основании заявления о заключении договора обязательного страхования с учетом сведений о страховании, представленных владельцем транспортного средства. В случае отсутствия у владельца транспортного средства сведений о страховании страховщик при расчете страховой премии по договору обязательного страхования руководствуется сведениями баз данных профессионального объединения страховщиков либо страховщика, с которым у владельца транспортного средства был заключен предыдущий договор обязательного страхования.

Заключение договора обязательного страхования без учета сведений о страховании по предыдущим договорам обязательного страхования владельца транспортного средства допускается при наличии подтверждения профессионального объединения страховщиков о невозможности получения сведений о страховании для расчета страховой премии по данному договору обязательного страхования.
Контроль за правильностью расчета страховщиками страховых премий по договорам обязательного страхования осуществляет федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.»;

15) в статье 18:

а) подпункт «а» пункта 1 изложить в следующей редакции:

«а) проведения в отношении страховщика в соответствии с законодательством Российской Федерации процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе после признания арбитражным судом страховщика банкротом;»;

б) дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:

«2.1. Компенсационная выплата в счет возмещения страховщику, осуществившему прямое возмещение убытков, возмещенного потерпевшему вреда осуществляется в соответствии с пунктом 6 статьи 14.1 настоящего Федерального закона.»;

в) пункт 6 изложить в следующей редакции:

«6. Иск по требованию потерпевшего или страховщика, осуществившего прямое возмещение убытков, об осуществлении компенсационной выплаты может быть предъявлен в течение трех лет.»;
16) статью 19 изложить в следующей редакции:

«Статья 19. Осуществление компенсационных выплат

1. Компенсационные выплаты осуществляются профессиональным объединением страховщиков, действующим на основании учредительных документов и в соответствии с настоящим Федеральным законом, по требованиям лиц, имеющих право на их получение.

Рассмотрение требований о компенсационных выплатах, осуществление компенсационных выплат и реализацию прав требования, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, могут проводить страховщики, действующие за счет профессионального объединения на основании заключенных с ним договоров.

2. К отношениям между потерпевшим и профессиональным объединением страховщиков по поводу компенсационных выплат по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между выгодоприобретателем и страховщиком по договору обязательного страхования. К отношениям между профессиональным объединением страховщиков и страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, или страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, по аналогии применяются правила, установленные законодательством Российской Федерации для отношений между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, застраховавшим гражданскую ответственность причинителя вреда.

Соответствующие положения применяются постольку, поскольку иное не предусмотрено федеральным законом и не вытекает из существа таких отношений.

3. Компенсационные выплаты устанавливаются:

а) в части возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью каждого потерпевшего, в размере не более 500 тысяч рублей с учетом требований пункта 1.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

б) в части возмещения вреда, причиненного имуществу каждого потерпевшего, в размере не более 400 тысяч рублей.

При этом указанные компенсационные выплаты уменьшаются на сумму, равную сумме произведенного страховщиком и (или) ответственным за причиненный вред лицом частичного возмещения вреда.»;

17) статью 20 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. В пределах суммы компенсационной выплаты, осуществленной в соответствии с пунктом 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования возмещения в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования, которое в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков, предусмотренным статьей 26.1 настоящего Федерального закона, страховщик, осуществивший прямое возмещение убытков, имеет к страховщику, застраховавшему гражданскую ответственность лица, причинившего вред.»;
18) в статье 21:

а) в пункте 1 слова «и на осуществление страховых выплат» заменить словами «и прямом возмещении убытков, а также на осуществление страховых выплат и прямого возмещения убытков.»;

б) второй абзац пункта 3 после слов «для выполнения своих функций» дополнить словами «, в том числе иметь доступ к автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии с настоящим Федеральным законом»;

в) пункты 4 — 7 исключить;

19) в статье 22:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Страховщики ведут журнал учета заключенных договоров обязательного страхования, журнал учета убытков и досрочно прекращенных договоров обязательного страхования, журнал учета договоров обязательного страхования, принятых в перестрахование, журнал учета убытков по договорам обязательного страхования, принятым в перестрахование, журнал учета договоров обязательного страхования, переданных в перестрахование, журнал учета доли перестраховщиков в убытках по договорам обязательного страхования, переданным в перестрахование, и представляют данные указанных журналов профессиональному объединению страховщиков в порядке, предусмотренном правилами профессиональной деятельности. В течение 5 дней с момента отзыва лицензии на осуществление страхования страховщик обязан передать указанные журналы, а также неиспользованные бланки страховых полисов обязательного страхования профессиональному объединению страховщиков.»;

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

«3. При осуществлении обязательного страхования страховщики производят отчисления от страховых премий в профессиональное объединение страховщиков:

для финансового обеспечения компенсационных выплат, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона (резерв гарантий);
для финансового обеспечения компенсационных выплат, производимых в соответствии с подпунктами «в» — «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона (резерв текущих компенсационных выплат).

Отчисления страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат признаются текущими расходами страховщика и включаются в состав финансового результата по обязательному страхованию.

Минимальные размеры отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат устанавливаются в соответствии со структурой страховых тарифов. Итоговый размер отчислений в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат определяется страховщиком с учетом надбавок к минимальному размеру отчислений страховщиков, установленных профессиональным объединением страховщиков в правилах профессиональной деятельности исходя из показателей достаточности средств резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат для финансового обеспечения соответствующих компенсационных выплат, финансовой устойчивости страховщика и (или) иных факторов, существенно влияющих на вероятность осуществления компенсационных выплат и их возможный объем.»;

20) пункт 3 статьи 24 дополнить абзацем следующего содержания:

«Органы управления профессионального объединения страховщиков формируются в порядке, установленном его учредительными документами на принципах равных прав членов профессионального объединения страховщиков на представительство при выборах в органы управления профессионального объединения страховщиков и участие в управлении им.»;

21) в статье 25:

а) в пункте 1:

в подпункте «в» слово «потерпевшим» заменить словами «и устанавливает размеры отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат»;

подпункт «д» считать подпунктом «е» и после слов «иные функции, предусмотренные» дополнить словами «актами Правительства Российской Федерации»;

дополнить подпунктом «д» следующего содержания:

«д) формирует и использует базы данных, содержащие сведения об обязательном страховании, в том числе о договорах обязательного страхования, страховых случаях, страхователях, потерпевших и их транспортных средствах, с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о персональных данных, об информации, информационных технологиях и защите информации в целях реализации норм настоящего Федерального закона;»;

б) в пункте 2:

второй абзац изложить в следующей редакции:

«обрабатывать и использовать материалы баз данных, содержащих сведения об обязательном страховании, страховании в рамках международных систем страхования, в целях реализации норм настоящего Федерального закона, обмена информацией, представления ее пользователям с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о персональных данных, об информации, информационных технологиях и защите информации;»;

дополнить четвертым абзацем следующего содержания:

«организовать орган по досудебному рассмотрению споров между страхователями, потерпевшими и страховщиками об обязательном страховании;»;

дополнить шестым абзацем следующего содержания:

«осуществлять возложенные на него в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных систем страхования функции национального объединения страховщиков, осуществляющих операции в рамках международных систем страхования.»;

дополнить седьмым абзацем следующего содержания:

«Досудебное рассмотрение споров не препятствует защите нарушенных или оспоренных гражданских прав, осуществляемой судом, арбитражным судом или третейским судом в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством Российской Федерации.»;

22) в статье 26:

а) в пункте 1:

в подпункте «б» слово «потерпевшим» исключить;
в подпункте «б.1» слова «между членами профессионального объединения страховщиков» исключить;

подпункт «н» изложить в следующей редакции:

«н) деятельности профессионального объединения страховщиков и его членов в рамках международных систем страхования в соответствии с пунктом 9 статьи 31 настоящего Федерального закона;»;
подпункт «о» считать подпунктом «ц»;

подпункт «о» изложить в следующей редакции:

«о) порядка определения размера отчислений страховщиков в резерв гарантий и резерв текущих компенсационных выплат;»;

дополнить подпунктом «т» следующего содержания:

«т) регламента деятельности органа по досудебному рассмотрению споров об обязательном страховании, порядка формирования его состава и принятия и исполнения решений;»;

дополнить подпунктом «у» следующего содержания:

«у) порядка реализации представителем страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность потерпевшего, полномочий по рассмотрению требований потерпевших о прямом возмещении убытков и осуществлению прямого возмещения убытков от имени и за счет представляемого страховщика;»;

дополнить подпунктом «ф» следующего содержания:

«ф) договоров со страховыми агентами и страховыми брокерами, осуществляющими от имени члена профессионального объединения страховщиков оформление страховых полисов обязательного страхования;»;

дополнить подпунктом «х» следующего содержания:

«х) договоров членов профессионального объединения страховщиков со станциями технического обслуживания транспортных средств;»;

б) пункт 1.1 изложить в следующей редакции:

«Требования, указанные в подпунктах «а» — «д», «н», «о» — «х» пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются и изменяются профессиональным объединением страховщиков по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, иные предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи требования — профессиональным объединением страховщиков при условии уведомления федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в установленном этим органом порядке.

Требования, указанные в подпункте «т» пункта 1 настоящей статьи устанавливаются профессиональным объединением страховщиков в случае принятия решения о создании органа по досудебному рассмотрению споров между страхователями, потерпевшими и страховщиками об обязательном страховании.

Правила профессиональной деятельности и изменения в правила профессиональной деятельности вступают в силу не ранее даты их согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности. Изменения в правила профессиональной деятельности, не влекущие изменение состава и объема прав и обязанностей профессионального объединения страховщиков, страховщиков, страхователей, потерпевших (выгодоприобретателей) и иных лиц, не требуют согласования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и представляются в уведомительном порядке.»;

в) дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Профессиональное объединение страховщиков размещает затрагивающие интересы, права и обязанности страхователей и (или) потерпевших выдержки из правил профессиональной деятельности с учетом внесенных в них изменений на своем официальном сайте в сети «Интернет» (в открытом доступе).»;

23) статью 26.1 изложить в следующей редакции:

«Статья 26.1. Соглашение о прямом возмещении убытков

1. Соглашение о прямом возмещении убытков заключается между членами профессионального объединения страховщиков и профессиональным объединением страховщиков. Таким соглашением определяются порядок и условия расчетов между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, и страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, а также между страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, или страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность потерпевшего, и профессиональным объединением страховщиков в случаях, предусмотренных статьей 14.1 настоящего федерального закона.

Исполнение обязательств страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность лица, причинившего вред, перед страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков, (пункт 5 статьи 14.1 настоящего Федерального закона) осуществляется исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат.

По итогам календарного года страховщик определяет результат по расчетам исходя из числа удовлетворенных требований в течение отчетного периода и средних сумм страховых выплат, путем суммирования накопленных положительных и отрицательных разниц (между выплаченным потерпевшему возмещением вреда и возмещением данной суммы в счет страховой выплаты по договору обязательного страхования) по каждому страховщику за календарный год. Полученная сумма итогового результата включается страховщиком соответственно в состав доходов или расходов по обязательному страхованию.

Требования к соглашению о прямом возмещении убытков, порядок расчетов между указанными страховщиками, а также особенности бухгалтерского учета по операциям, связанным с прямым возмещением убытков, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.

2. Учредительными документами профессионального объединения страховщиков должно быть предусмотрено, что присоединение к соглашению о прямом возмещении убытков между профессиональным объединением страховщиков и всеми его членами является обязательным условием членства страховой организации в профессиональном объединении страховщиков.»;

24) в статье 27:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Требования о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением за счет средств, направленных членами профессионального объединения в резерв гарантий (пункт 3 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.

Требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением за счет средств, направленных членами профессионального объединения в резерв текущих компенсационных выплат (пункт 3 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.

При недостаточности средств резерва гарантий профессионального объединения страховщиков, требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «а» и «б» пункта 1, пунктами 2 и 2.1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением за счет средств резерва текущих компенсационных выплат (пункт 3 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования, предусмотренного пунктом 1 статьи 20 настоящего Федерального закона.
При недостаточности средств резерва текущих компенсационных выплат профессионального объединения страховщиков, требования потерпевших о компенсационных выплатах, предусмотренных подпунктами «в» и «г» пункта 1 статьи 18 настоящего Федерального закона, удовлетворяются профессиональным объединением за счет средств резерва гарантий (пункт 3 статьи 22 настоящего Федерального закона), а также средств, полученных от реализации профессиональным объединением права требования, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 20 настоящего Федерального закона.»;

б) пункт 3 исключить;

25) в статье 28:

а) в пункте 2:

первый абзац после слов «финансирования компенсационных выплат» дополнить словами «и средства, составляющие фонд текущих обязательств,»;

во втором абзаце слова «и пунктом 2 статьи 18» заменить словами «, пунктами 2 и 2.1 статьи 18»;

третий абзац после слов «финансирования компенсационных выплат» дополнить словами «и средства, составляющие фонд текущих обязательств,»;

б) пункт 2.1 исключить;

в) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4. Профессиональное объединение страховщиков ведет статистику осуществления компенсационных выплат, содержащую, в том числе данные о величине резерва гарантий и резерва текущих компенсационных выплат, инвестиционном результате от размещения средств данных резервов, отчисляемых в них страховщиками суммах, суммах, полученных от реализации прав требования, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона, о расходовании средств данных резервов на осуществление компенсационных выплат, и ежеквартально представляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.»;

г) в пункте 6 первый абзац изложить в следующей редакции:

«6. Годовая бухгалтерская отчетность профессионального объединения страховщиков подлежит обязательному аудиту независимой аудиторской организацией.»;

д) пункт 7 изложить в следующей редакции:

«7. Годовая бухгалтерская отчетность профессионального объединения страховщиков, включая аудиторское заключение о ее достоверности, а также годовой отчет после их утверждения общим собранием членов профессионального объединения подлежат опубликованию ежегодно. Сведения о такой публикации подлежат передаче профессиональным объединением страховщиков в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности.»;

26) в статье 30:

а) в пункте 1:

в первом абзаце слово «потерпевшими» исключить, после слов «по обязательному страхованию» дополнить словами «, по страхованию в рамках международных систем страхования»;
второй абзац изложить в следующей редакции:

«Органы внутренних дел предоставляют страховщикам по их запросам сведения о регистрации транспортных средств, необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона.»;

б) в пункте 3:

первый абзац изложить в следующей редакции:

«В целях информационного обеспечения осуществления компенсационных выплат, прямого возмещения убытков, применения коэффициента страховых тарифов, предусмотренного подпунктом «б» пункта 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, анализа экономической обоснованности страховых тарифов, взаимодействия со страховщиками, заключившими договор страхования средств наземного транспорта с потерпевшим, и реализации иных положений настоящего Федерального закона создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические и иные необходимые сведения по обязательному страхованию.»;

дополнить абзацами следующего содержания:

«Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ее рамках сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

Оператор автоматизированной информационной системы обязательного страхования осуществляет следующие полномочия:

а) организует обработку персональных данных, формируемых в рамках автоматизированной информационной системы обязательного страхования, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных в целях обеспечения реализации положений настоящего Федерального закона;

б) принимает необходимые организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий;

в) иные полномочия, служащие достижению цели создания автоматизированной информационной системы обязательного страхования.

До введения в эксплуатацию автоматизированной информационной системы обязательного страхования обмен сведениями о страховании, учитываемыми, в том числе при расчете страховой премии по обязательному страхованию и принятии решения об осуществлении страховых и компенсационных выплат, может осуществляться в любой форме, обеспечивающей оперативность их запроса и получения (в том числе в электронном виде), при условии обязательного документарного подтверждения запроса указанных сведений и их получения.»;

в) дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Страхователь для заключения договора обязательного страхования обязан представить свои персональные данные, персональные данные собственника транспортного средства, а в случае, если заключаемый договор обязательного страхования предусматривает управление транспортным средством указанными страхователем водителями, — персональные данные каждого из таких водителей.
Потерпевший для получения страховой выплаты или прямого возмещения убытков по договору обязательного страхования обязан представить свои персональные данные, а в случае причинения вреда жизни потерпевшего — известные персональные данные иных выгодоприобретателей.

Страховщик не вправе требовать представления персональных данных не предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Согласия субъекта персональных данных на их обработку оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования не требуется.»;

г) дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Обмен информацией при прямом возмещении убытков осуществляется в рамках автоматизированной информационной системы прямого возмещения убытков, являющейся частью автоматизированной информационной системы обязательного страхования и содержащей сведения о страховых случаях, транспортных средствах, об их владельцах и водителях, договорах обязательного страхования, страховщиках и иные сведения, необходимые для организации расчетов между страховщиками в соответствии с соглашением о прямом возмещении убытков (статья 26.1 настоящего Федерального закона).
Сбор и обработку сведений, формируемых в рамках автоматизированной информационной системы прямого возмещения убытков, организацию расчетов между страховщиками по прямому возмещению убытков, а также иные действия, необходимые для реализации положений настоящего Федерального закона, осуществляет определенное профессиональным объединением страховщиков юридическое лицо в соответствии с переданными функциями и полномочиями профессионального объединения страховщиков.»;

27) в статье 31:

а) пункт 2 после слов «правила обязательного страхования» дополнить словами «, с учетом правил профессиональной деятельности, принятых профессиональным объединением страховщиков в соответствии с пунктом 9 настоящей статьи»;

б) пункт 3 после слов «в которых применяются международные системы страхования,» дополнить словами «устанавливаются профессиональным объединением страховщиков в правилах страхования в рамках международных систем страхования и»;

в) дополнить пунктами 5 — 10 следующего содержания:

«5. Страховщик имеет право осуществлять операции по страхованию в рамках международных систем страхования при условии включения этого страховщика в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования. Ведение указанного перечня осуществляется профессиональным объединением страховщиков.

6. Для включения в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, страховщик должен:

а) являться членом профессионального объединения страховщиков;

б) соответствовать требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков в правилах профессиональной деятельности в соответствии с правилами международных систем страхования;

в) внести в фонд текущих обязательств, формируемый профессиональным объединением страховщиков в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, взнос в размере, эквивалентном 500 тысячам евро по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на день платежа.

7. Сведения о страховщиках, включенных в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, направляются в федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью в течение 30 дней со дня включения в указанный перечень.

8. Профессиональное объединение страховщиков обязано размещать перечень, страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, на своем официальном сайте в сети «Интернет» (в открытом доступе).

9. Деятельность профессионального объединения страховщиков и его членов в рамках международных систем страхования регулируется настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, правилами международных систем страхования и устанавливаемыми соответствии с ними профессиональным объединением страховщиков правилами профессиональной деятельности, содержащими требования в отношении:

а) порядка включения страховщика в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования, и исключения из него;

б) размера и порядка уплаты страховщиками взносов в профессиональное объединение страховщиков, формирования и использования фонда текущих обязательств;

в) размера страховых тарифов и порядка их применения при определении страховой премии, структуры страховых тарифов, включая долю страховой премии, предназначенную для вознаграждения за заключение договора страхования в рамках международных систем страхования, а также порядка уплаты страховой премии;

г) страховщиков для включения их в перечень страховщиков, осуществляющих операции по страхованию в рамках международных систем страхования;

д) организаций, осуществляющих урегулирование требований по страхованию в рамках международных систем страхования на территории Российской Федерации;

е) организации заключения страховщиками договоров страхования в рамках международных систем страхования и размещении рекламы услуг конкретных страховщиков и (или) лиц, действующих от их имени, в рамках международных систем страхования;

ж) правил урегулирования требований по страхованию в рамках международных систем страхования.

10. В целях выполнения своих финансовых обязательств перед участниками международных систем страхования профессиональное объединение страховщиков формирует фонд текущих обязательств.»;

28) первый абзац пункта 1 статьи 32 заменить абзацами следующего содержания:

«1. Контроль за соблюдением обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств осуществляется при регистрации транспортных средств и осуществлении полномочий в области контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, органами внутренних дел, уполномоченными на то в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в отношении транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти, владельцы которых в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона обязаны застраховать свою гражданскую ответственность — должностными лицами военной автомобильной инспекции.
Органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (далее — органы гостехнадзора) осуществляют контроль за исполнением владельцами транспортных средств установленной настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств при регистрации, организации и проведении государственного технического осмотра транспортных средств и осуществлении иных полномочий в области надзора за техническим состоянием транспортных средств в процессе их использования.

Водитель транспортного средства обязан иметь при себе страховой полис обязательного страхования и передавать его для проверки сотрудникам органов внутренних дел, военных автомобильных инспекций или органов гостехнадзора, уполномоченным на то в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Статья 2.

Внести в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998,  № 1, ст. 4; 1999, № 47, ст. 5622; 2002, № 12,  ст. 1093; №  18, ст. 1721; 2003, № 50, ст. 4855, ст. 4858; 2004, № 26, ст. 2607;  № 30, ст. 3085; 2005, № 10, ст. 760; № 30, ст. 3101, ст. 3115; 2007, № 22, ст. 2563; № 46, ст. 5552; № 49, ст. 6048) следующие изменения:

1) пункт 3 статьи 32 дополнить абзацем следующего содержания:

«Если федеральным законом установлено, что правила страхования по определенным видам страхования, страховые тарифы, методика их расчета или структура тарифных ставок по этим видам страхования устанавливаются Правительством Российской Федерации, уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти или объединением субъектов страхового дела и являются обязательными для применения страховщиками, осуществляющим такой вид страхования, соискатель лицензии на осуществление такого вида страхования не представляет соответствующие документы, предусмотренные подпунктами 10 и 11 пункта 2 настоящей статьи.»;

2) в подпункте 1 пункта 2 статьи 32.6 слова «а также деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии» заменить словами «деятельности с нарушением условий, установленных для выдачи лицензии, либо деятельности с нарушением законодательства о страховании, а также требований иных нормативных правовых актов, регулирующих страховую деятельность».

Статья 3.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного года после официального опубликования, за исключением подпункта «б» пункта 18 статьи 1 настоящего Федерального закона, который вступает в силу по истечении двух лет после официального опубликования настоящего Федерального закона.

2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на правоотношения потерпевших, страхователей и страховщиков, возникшие из договоров обязательного страхования, заключенных после вступления в силу настоящего Федерального закона.

3. Установить, что профессиональное объединение страховщиков создает предусмотренную настоящим Федеральным законом автоматизированную информационную систему за счет собственных средств и вводит ее в эксплуатацию не позднее двух лет после официального опубликования настоящего Федерального закона.

 

Президент
Российской Федерации