Оставить место ДТП и не попасть за решетку

0
2632

Оставить место ДТП и не попасть за решетку

 

В департаменте обеспечения безопасности дорожного движения МВД разъяснили, при каких обстоятельствах ДТП можно обойтись без сотрудников Госавтоинспекции и при этом остаться в рамках закона. Подобные инструкции необходимы для того, чтобы за оставление места аварии не лишиться прав или не загреметь на 15 суток, а вместо этого получить возмещение от страховой компании.

Для наглядности возьмем конкретный пример. Вы паркуете свой автомобиль и по неосторожности задеваете бампер рядом стоящей машины. Появляется ее хозяин, и вы нервно начинаете осматривать кузов на предмет царапин или вмятин. На удачу, ни у вашего, ни у соседнего автомобиля серьезных повреждений не оказалось – царапина едва заметна. Вы по обоюдному согласию решаете не заморачиваться по пустякам, не тратить время на ожидание инспекторов и составляете схему ДТП на обычной бумаге – бланков извещения у обоих при себе не оказалось. Под схемой ставите подписи, указываете, что друг к другу претензий не имеете, обмениваетесь контактами, паспортными данными и расходитесь.

Поскольку пострадавший застраховал свою машину по каско, он все же решил воспользоваться своим правом возмещения расходов на ремонт. Страховщики настояли на вызове ГИБДД, без «резолюции» которых денег они платить не станут, поскольку страховой случай не зафиксирован. Когда на место происшествия приехал экипаж ДПС, второго участника инспектора не обнаружили и составили на него протокол об оставлении места ДТП. В Кодексе об административных правонарушениях (статья 12.27) за это предусмотрено наказание в виде лишения водительских прав от года до полутора лет или административный арест до 15 суток. Все убеждения в суде, что виновник не желал скрываться – все данные у пострадавшего имелись, а решение отказаться от вызова ГИБДД было обоюдным, не подействовали. Водитель остался без прав на год.

Как пояснили в департаменте ОБДД «Российской газете», есть три варианта действий водителей при ДТП без пострадавших. Первый – дожидаться инспекторов, чтобы они самостоятельно зафиксировали случай. Второй – составить схему аварии и при обоюдном согласии с обстоятельствами ДТП оформить его на ближайшем пункте. Третий – действовать в соответствии с правилам ОСАГО. То есть вы имеете право не обращаться в ГИБДД, если в ней участвовало не более двух автомобилей, никто из людей не пострадал, гражданская ответственность обоих водителей застрахована, и они не имеют разногласий по обстоятельствам ДТП, а ущерб не превышает 25 тысяч рублей. При этом водители обязательно должны заполнить извещение и поставить свои подписи с расшифровкой. Однако и автоюристы, и страховщики, и Госавтоиснпекция согласны, что последний вариант может сэкономить время только при ожидании экипажа, но при получении выплаты вся эта экономия сойдет на нет.

«Если при обычном обращении по ОСАГО с отметкой ГИБДД автомобиль второго участника обычно не требуется, то при самостоятельном оформлении, скорее всего, он понадобится, – поясняют нам в СО «РЕСО-Гарантия». – Страховщики во избежание мошенничества рассматривают такие заявления, как говорится, под лупой. Поэтому при обоюдном согласии лучше поехать на пункт и оформить ДТП, правильно заполнить заявление с участием инспекторов».

Что касается лишения прав водителя в описанном эпизоде, то ГИБДД подтверждает правомерные действия со стороны инспекторов.

«Если пострадавший обращается в ГИБДД с информацией о повреждениях автомобиля в результате ДТП и при этом второго участника на месте не оказывается, то сотрудники оформляют описание случая и протокол об оставлении места аварии, – уточнили в ГИБДД. – Вопросов с этим не возникает, если вы не видели самого происшествия и обнаружили повреждения несколько позже. Тогда смело вызывайте экипаж, ждите инспекторов, виновник будет объявлен в розыск, а вы получите подтверждение о происшествии и сможете обратиться к страховщикам. А по поводу лишения прав в нашем конкретном случае – это постановление суда, которое выносится с учетом всех обстоятельств инцидента».

Получается, что решение разобраться на месте грозит остаться без денег и без прав. Если сыграет элементарная жадность у водителя, который сначала отпустил вас с чистой душой, а потом решил переиграть ситуацию – вы заложник обстоятельств и человеческих эмоций.

Если же такое произошло, автоюристы советуют не сдаваться. Вы всегда можете обжаловать решение суда. При этом любое письменное свидетельство о соглашении двух сторон отдается в центр экспертизы, где специалисты устанавливают, принадлежит ли почерк двум разным и конкретным людям. Если ваши слова подтверждаются, то суд может пересмотреть свое решение, и вы останетесь при водительском удостоверении. На самом деле не совсем понятно, зачем вообще было составлять протокол об оставлении места в нашем случае, если оба участника могли подтвердить обстоятельства. Видимо, водитель, желая воспользоваться каско, просто потянул одеяло на себя».

Автоюрист Борис Стуков: «Каким бы образом письменное подтверждение согласия оформлено ни было, оно является веской причиной для принятия решения суда в вашу пользу. А если владелец  каско вовремя не позаботился о будущем возмещении расходов, это полностью его проблемы».

Тем не менее, не все юристы согласны с подобным мнением. «Если даже вы все оформили по правилам и один водитель уехал, а другой вызвал ГИБДД, это может расцениваться как оставление места аварии, – говорит председатель Тюменского областного общества защиты прав потребителей Илья Чернышев. – В такой ситуации имеет место быть не только частный интерес, но и интерес государства – выявлять нарушения Правил дорожного движения. ДТП произошло, а значит, государство в лице ГИБДД считает нужным проверить все обстоятельства случившегося и применить к виновнику административные санкции. Поэтому лучше дождаться инспекторов ДПС. Даже при оформлении страхового случая по правилам ОСАГО без вызова ГИБДД у страховщиков могут возникунть вопросы на предмет сговора водителей. А всевозможные письменные соглашения между водителями бесполезны и вызовут у судьи в лучшем случае, ухмылку. Есть порядок регистрации ДТП и его следует соблюдать».

Между прочим, многие страховые компании даже по каско не всегда требуют вмешательства ГИБДД в оформление случая. Например, вы можете обратиться сразу в страховую с заявлением, если у вашего автомобиля повреждены стеклянные поверхности (зеркала, стекла, фары, задние фонари), один или два элемента кузова или нанесен ущерб не более определенной суммы. Все эти параметры прописываются в договоре страхования. Если у нашего пострадавшего была возможность использовать такие ресурсы, тогда страховщики не имели права обязывать его вызывать ГИБДД. А вообще, если повреждения были минимальными, то достаточно было заполнить бланки извещения и претендовать на возмещение по ОСАГО без обращения к инспекторам.

В общем, законодательство, которое нередко оказывается противоречивым, проявило свои недостатки и при описанной схеме. Вроде бы человек прав, к нему не было претензий, но,если оставил место ДТП и другой участник решил переиграть ситуацию, расхлебывать придется все равно водителю, который нанес ущерб. Поэтому для собственной подстраховки лучше не исключать представителей закона из оформления документации – так надежнее. Ведь никогда не знаешь, какой «пострадавший» вам попадется. Возможно, в итоге им окажетесь вы сами.

 

Марина Костюченко, 72avto.ru