31 мая было опубликовано постановление правительства, утверждающее Правила расчета расходов на материалы и запчасти по ОСАГО. Впервые расчет стоимости запчастей по страховке зафиксировали законодательно. Вступит в силу постановление с 1 сентября 2010 года. А пока «Российская газета» решила провести «горячую линию» по вопросам изменений в законе об автостраховании, и общественность получила некоторые разъяснения. Вышедшее постановление – не последнее слово по части выплат ОСАГО.
Как рассказал начальник отдела технической политики департамента минтранса Владимир Котляренко, в начале следующего года будет утвержден список деталей, износ которых не учитывается при выплатах по ОСАГО. Следует сразу оговориться, что правило не относится к КАСКО. Кроме того, в скором будущем за оценку будет отвечать один уполномоченный орган.
Вообще необходимость в правилах расчета возникла, по сути, одновременно с появлением обязательного страхования. И, как рассказывает Котляренко, такие нормы были созданы в 2004 году, однако они не работали. Начались долгосрочные переработки и доработки. В 2010 году, наконец, утвердили проект, новые правила начнут работать меньше чем через 3 месяца.
Автор новых правил расчета страховых выплат по ОСАГО директор научного центра Научно-исследовательского института автомобильного транспорта (НИИАТ) Юрий Андрианов рассказал, что в России сегодня существуют три вида экспертной деятельности, установленных отдельными федеральными законами: «Первая – оценочная. Вторая – государственная судебно-экспертная. Третья – независимая техническая экспертиза, которую определил закон об ОСАГО, целью которой не является расчет размера страховой выплаты, а лишь установление обстоятельств, влияющих на эту страховую выплату. Фактически все три вида деятельности имеют три различных правовых поля. В итоге, если конфликтные дела доходят до суда, то судьям остается пользоваться только… здравым смыслом. Поскольку, к примеру, легитимных экспертов-техников, которые должны проводить независимые экспертизы по ОСАГО, в России сегодня просто не существует. На рынке, действительно, работают приближенные к страховым компаниям «эксперты». Их порядка 10-15 тысяч на всю Россию. Но если дело коснется судов, то их слово решающей роли не сыграет. Они пока вне правового поля».
«Теперь за расчеты по страхованию будет отвечать уполномоченный орган, – поясняет Владимир Котляренко. – Думаю, летом 2010 года выйдет тройной приказ минтранса, МВД, минюста. Многие люди, у которых есть дипломы, уже давно ждут, когда смогут работать в правовом поле».
Еще один распространенный вопрос – как же определяют страховщики среднерыночную стоимость деталей? Вот что рассказал по этому поводу Юрий Андрианов: «Понятие среднерыночной цены прописано в антимонопольном законодательстве. Это средневзвешенное значение цены на определенном рынке с определенными географическими границами. Например, требуется определить рыночную стоимость крыла для конкретной модели автомобиля. На рынке есть всего два продавца, которые продают это крыло: первый за 100 руб., второй за 200 руб. (цены условные). Если посчитать рыночную цену крыла как среднее значение – получится 150 руб. Но этот расчет не соответствует законодательству. Нужно проводить расчет рыночной стоимости крыла как средневзвешенное значение с учетом доли каждого продавца на рынке. Считаем, что доля первого продавца составляет по объему продаж 80%, а второго – 20%. Тогда значение рыночной стоимости крыла в соответствии с законодательством будет равно: 100*0,8+200*0,2=120 руб., что существенно отличается от среднего значения».
Кроме того, на сегодняшний день нет и единой методики расчета стоимости деталей. Потому-то так сильно и разнятся оценки экспертов от страховой компании и независимых оценщиков. «Методики расчета убытков у страховщиков одни, а у судебных экспертов другие», – поделился председатель комитета по независимой технической экспертизе Российского союза автостраховщиков Сергей Дорофеев.
«Минфин знает об этой проблеме, – рассказывает Андрианов, – и, возможно, скоро он инициирует разработку такой методики. Есть примеры иностранных государств, где это сделано по уму. Возможно, нам стоит воспользоваться их опытом».
По материалам «Российской газеты», Андрей Морозов, www.zavedi.ru