Страхователи налетели на миллионы

0
1153

 

За последние полгода уже третий крупный страховой посредник «по-английски» покидает рынок. На днях исчез «Русард», реализующий полисы различных страховых компаний на десятки миллионов рублей в месяц. Не исключено, что страхователям, купившим полисы у посредника, придется выяснять отношения с ним в суде.

ООО «Русард» исчез в одночасье. Как рассказал заместитель директора департамента партнерских продаж московского филиала ОАО ГСК «Югория» Кирилл Когтев, в адрес страховщиков от председателя правления эстонского страхового брокера Vagner Kindlustusmaakler (нового владельца «Русарда») Романа Илларионова пришли письма о том, что тот не несет больше ответственность за деятельность руководства компании.

«Заключив с «Русардом» договор, мы выдали им бланки строгой отчетности, спустя 2―3 недели нам перевели совсем небольшую сумму за февраль, больше к нам от них деньги не поступали, ― рассказывает Когтев. ― За март к нам полисы поступили, но без денег». Когда в апреле страховщику стало известно, что посредник намерен сменить офис, представители «Югории» решили забрать у него неиспользованные бланки полисов, но сделать им этого не удалось. К делу подключилась служба безопасности страховщика, гендиректор «Русарда» поспешил скрыться за границу.

Задолженность «Русарда» перед «Югорией», по словам Когтева, составила около 1,5 млн рублей, но это только по оформленным до середины апреля договорам. С учетом оставшихся у посредника бланков каско и ОСАГО ущерб может составить порядка 5 млн рублей. И это при том, что страховщик заключил договор с «Русардом» лишь в середине февраля. В целом по рынку ущерб может быть гораздо больше.

В последнее время «Русард» реализовывал полисы еще как минимум семи компаний: СК МАКС, «Согласие», «Энергогарант», РОСТРА, «Рострах», РСТК, АСКО.

Исчезновение компании может стоять в одном ряду с предыдущими громкими уходами страховых посредников с рынка. В конце прошлого года таким же образом пропали агентства «Гарант-сервис» и «Финстар», задолжавшие страховщикам сотни миллионов рублей.

Участники рынка не исключают, что конечным владельцем «Русарда» был Руслан Шаров. Его считают совладельцем страховой компании «Генеральный страховой альянс», у которого в феврале 2009 года была отозвана лицензия, и ООО «Гарант-сервис», чьи обязательства после его исчезновения принял на себя ООО «Финстар». По заявлениям страховщиков против Шарова в середине апреля было возбуждено уголовное дело. Во вторник Гагаринский районный суд Москвы принял решение взыскать с Руслана Шарова более 20 млн рублей в связи с неисполнением условий договора агентом ООО «Финстар», по которому Шаров являлся поручителем.

Для страхователей подобные исчезновения компаний могут обернуться неприятностями. По оценкам, 70% продаж страховых полисов на рынке дают именно агенты. Несданные посредником полисы компании обычно спешат признать утраченными, а значит, недействительными.

Для этого компания делает официальное заявление в СМИ, заявляет о случившемся в правоохранительные органы, а также уведомляет Российский союз страховщиков об утрате полисов ОСАГО.

По полисам, признанным страховщиками «утраченными», они выплаты добровольно производить не будут.

Сейчас ГСК «Югория» готовится в одностороннем порядке разорвать отношения с ООО «Русард». «Компания не будет нести ответственность по договорам страхования, заключенным «Русардом» после отзыва у него доверенности», ― говорит директор юридического департамента ОАО ГСК «Югория» Станислав Сухоруков.

СК МАКС уже уведомило ООО «Русард» о прекращении с ним договорных отношений и также не собирается признавать действующими выписанные после этого посредником от имени компании полисы. «С этой даты ООО «Русард» заключало договоры не от имени и не по поручению страховщика, а действовало в собственных интересах», ― прокомментировал ситуацию директор дирекции имущественного страхования СК МАКС Александр Агапов. Но дату разрыва отношений с «Русардом» в компании не называют.

Впрочем, у страхователя остается возможность добиваться выплат через суд. В случае если будет доказано, что полис был выписан до того момента, как у посредника была отозвана доверенность, можно рассчитывать на положительный исход дела, считает юрист Юрий Карягин.

«Формально, по действующему законодательству, невозможность страховщика отследить сохранность своих бланков строгой отчетности не является основанием для отказа в страховом возмещении,

― полагает старший юрист юридического бюро «Падва и Эпштейн» Максим Зарезаев. ― Клиент не должен страдать из-за недобросовестной работы сотрудников страховой компании». В данной ситуации возможны два варианта развития событий. Если СК успела заблаговременно объявить о том, что агент у неё украл полисы, тогда она судится с агентом. «Всё это продлится, быть может, больше года, ― говорит Зарезаев. ― Если суд признает, что агент должен деньги СК, то после того, как он уплатит весь долг, СК должна произвести выплату по страховому случаю. Если компания не подала в суд сведения о краже бланков, тогда она обязана произвести выплату по заявлению о страховом случае».

Так что от подобных неприятностей проще себя обезопасить. Для этого надо убедиться в наличии у посредника действующей доверенности и договора. Перепроверить можно и действительность бланка полиса, например, в отношении ОСАГО это можно сделать на сайте РСА.

«Нелишне будет позвонить в страховую компанию и поинтересоваться, является ли агентский договор с таким-то посредником действующим, все разговоры пишутся, и это тоже можно рассматривать как доказательство»,

― полагает Карягин. Количество таких звонков страховщикам в последнее время увеличивается, признаются представители компании, с сожалением констатируя факт того, что люди перестали доверять агентам.

В какой компании посредник предлагает застраховаться, также стоит принять во внимание. «Как правило, у недобросовестных партнеров отсутствуют договорные отношения с ведущими страховщиками (из топ-20) напрямую», ― предупреждает Когтев.

Страховщики также рекомендуют заключать договоры ОСАГО в офисах продаж страховых компаний.

«В Москве и ряде других городов можно также воспользоваться услугой покупки полиса на сайте или в интернет-магазине страховой компании», ― напоминает Агапов.

Уберечь страхователей от подобных рисков могло бы введение ряда ограничений для посредников, которые сейчас отсутствуют, полагают участники рынка, а также соответствующего надзора за соблюдением этих требований. «Было бы неплохо потребовать от таких компаний уставной капитал, соответствующий объемам обязательств агента перед страховыми компаниями, а также ограничения на распоряжение агентами клиентскими деньгами», ― считает директор московского филиала страховой компании «ERGO Русь» Вячеслав Калашников. Решение проблемы он также видит в уходе от наличных платежей. При безналичном расчете деньги поступают непосредственно на расчетный счет страховщика, и здесь нет риска пострадать от нечистоплотности или несостоятельности агента, справедливо полагает Калашников.

 

Ирина Гахова, www.gazeta.ru