Страхование на случай ответственности

0
1609

Закон об ОСАГО хотя и принят уже как шесть лет и поддавался значительной модификации, все-таки очень далек от идеала, которым в данном случае можно считать европейский уровень. По сравнению с европейскими, отечественные страховики выплачивают значительно меньшие компенсационные суммы. Да что там выплачивают, это в законе прописаны небольшие выплаты, а на самом деле потерпевшие не всегда получают обещанное. Из трудоемкого и муторного оформления, компании получают колоссальную прибыль.

Гуманность в самой идеи закона про обязательное страхование гражданской ответственности владельцев ТС все-таки присутствует. Если водитель не виноват в аварии, то кроме предварительных расходов на страховку, приходится еще тратиться на бандитов, только с которыми и можно получить деньги с виновника. Можно пойти и законным путем, но каждый, кто хотя бы раз попробовал получать с виновника деньги через суд (по триста рублей в месяц) уже никогда не поступит так же. ОСАГО же, по всем правилам, должно выступать гарантом того, что потерпевшему после аварии удастся и отремонтировать транспортное средство и здоровье поправить, да и родственники будут не в обиде в случае гибели.

Разработка закона начиналась еще в девяностых. Принятие двенадцатой редакции датировано 2003 годом. Новая версия закона была разительно отличимой от первого варианта. По принципу, функцией ОСАГО было всего лишь подведение российского законодательства к европейским рамкам, на территории которых функционирует «Зеленая карта».

Двухтысячные годы отмечаются более активным распространением добровольной страховки ответственности. Изначально стоимость подобной страховки варьировалась в пределах полутора-двух тысяч рублей. Компенсационная сумма могла составлять порядком десяти тысяч, с возможным расширением суммы всего за триста рублей сверху нормы.

Определенные усложнения правил пришли с вступлением в силу закона ОСАГО 2003 года, который предусматривал изначально добровольную основу, а спустя год обязательную. После массового применения страховки, ее цена значительно подскочила, с одновременным снижением суммы выплат. Европейские стандарты сильно ушли вперед, а российское ОСАГО стало едва ли не посмешищем для владельцев ТС и отличным бизнесом для страховиков. Права потерпевших стали не защищаться, а наоборот ущемляться и усложнять жизнь автомобилистов.

Для получения выплаты, закон предусматривал массу оговорок и обязательств, невыполнение которых приводило к потере компенсационной суммы. Масса справок должна быть предоставлена в течение трех дней с момента аварии, не смотря на разного рода форс-мажор и уважительные обстоятельства. При допущенных ошибках в составленных на быструю руку протоколах, выплаты также значительно уменьшались.

Страховщикам ничего не мешало считать минимальные суммы ущерба и выплат. Так запчасти оценивались исходя из стоимости не оригинальной продукции, а нормочасы исчислялись в триста рублей. Накрутка на деталях при ремонте в страховых случаях стала приносить огромную прибыль страховикам и ущерб владельцам транспортных средств. Не смотря на обещания правительства о внесении поправок в закон, еще в 2005 году, они были категорично отброшены уже в 2010 исходя из объективных на то причин.

Документ содержал массу допущений, которые имели двойственный смысл, и приводили к выгоды только одной стороны – страховика. Никакой ответственности за задержку выплат не предусматривалось, все было сделано не для «клиентов/потребителей», а для страховых агентств. Все плюсы учитывались только в адрес страховика – любое расторжение договора вело к большим убыткам застрахованного лица. Деньги, которые и без того были урезаны до минимума, приходилось ждать месяцами, а в некоторых случаях и годами. Объяснения о таких жестких условиях были одни – ведь желающих обмануть страховика масса, и если позволить это сделать одному, вслед за ним потянутся миллионы. Чтобы этого не допустить, разработчикам ОСАГО, пришлось поставить везде надежные затворы и предусмотреть самые мелкие детали, что вылилось в естественный обман потребителя.

В первом году действия закона ОСАГО, страховики смогли поднять на нем порядком девяноста процентов дохода. Хотя в законе и есть указание того, что компенсация ДТП предусматривает выплаты семидесяти семи процентов собранных средств, преимущественно они не превышают шестидесяти процентов, а то и меньше. Текущий год уже ожидается с завышенными базовыми тарифами по ОСАГО, в отличае от компенсационной суммы.