Беседы с представителями страховых компаний в подавляющем большинстве случаев заканчиваются безрезультатно: обтекаемые общие фразы и старательное игнорирование конкретных вопросов о финансовых аспектах бизнеса. Однако бывают и приятные исключения…
Страховая компания (СК) «ERGO Русь» провела очередной, ставший уже традиционным, брифинг. Информационная политика компании отличается открытостью, что дает возможность «заглянуть за кулисы» страхового бизнеса.
В структуре портфеля «ERGO Русь» автострахование занимает (если считать «Зеленую карту») более половины операций. Страхование автотранспорта («необязательное») составляет 32% портфеля, плюс 21% добавляет «Зеленая карта», а еще 6% — ОСАГО. Итог – 59%. Поэтому естественно, что на брифинге автомобильной теме было уделено много внимания – тем более, что это направление страхования всегда интересно и журналистам, и «простым гражданам».
Эту тему генеральный директор «ERGO Русь» Александр Май открыл довольно пессимистическим заявлением: «Как и все страховые компании, мы страдаем от убыточности автострахования». Эти слова конкретизировал Вячеслав Калашников, возглавляющий московскую дирекцию «ERGO Русь»: «Убыточность автострахования по МСФО составляет до семидесяти процентов».
Здесь следует отметить, что в страховании под убыточностью подразумевается совсем не то, что в других отраслях. Убыточность страховой операции – это, в общем случае, отношение суммы страховых выплат и страховых резервов к суммарным страховым премиям. Упрощенно говоря, убыточность в 70% означает, что из каждого рубля, полученного на продаже полисов, компания выплачивает «пострадавшим от наступления страхового случая» 70 копеек.
На убыточность автострахования отрицательно повлияло падение курса рубля. Вячеслав Калашников объясняет: «Если в прошлом году мы застраховали автомобиль немецкого производства в рублях, то в этом году наши выплаты выросли на 20%». Причина проста – рост рублевой цены на запасные части, используемые при «страховом» ремонте. За счет этого убыточность автострахования выросла с 62% в 2008 году до 69% в году текущем.
Для улучшения экономических показателей автострахования «ERGO Русь» работает с сервисами, добиваясь снижения расценок на ремонт. Противостояние СК и автосервисов – вечная тема. Думается, что сейчас страховщики получили некоторое преимущество: в условиях кризиса автоцентры стремятся к максимальной загрузке сервисов, и могут пойти на уступки.
Второе направление работы – регрессионные иски, которыми в «ERGO Русь» начали активно заниматься. За счет «регресса» компании удается сэкономить на страховых выплатах до 10%.
Что касается тарифов, то в этой сфере «ERGO Русь» отличает, как сказал Александр Май, «спокойная политика». Тарифы компании не назовешь низкими, однако под них страховщики «подкладывают» тщательно проработанные пакеты услуг.
Такая политика в сочетании с тем, что со страхового рынка в условиях кризиса ушло много игроков, позволила «ERGO Русь» значительно улучшить свои показатели. Если за первое полугодие прошлого года сборы по статье «Страхование автотранспорта» составили 178,1 млн. рублей, то первые шесть месяцев этого года принесли компании 341,4 млн. рублей (+92%). В регионах (а «ERGO Русь» активно ведет политику расширения своего присутствия по стране) «автомобильные» сборы, как отметил Вячеслав Калашников, составляют до 80% портфеля.
Говоря об обязательном страховании, Александр Май отметил: «К ОСАГО мы относимся спокойно». Действительно, в портфеле компании этот вид страхования едва ли не самый «мелкий» (меньше только сборы по страхованию имущества физических лиц). Рост сборов по ОСАГО почти вдвое меньше, чем по «необязательному» страхованию – 56%. Причина проста: введенные государством ограничения делают ОСАГО не слишком привлекательным для страховщиков. В основном компания продает полисы ОСАГО вместе с полисами КАСКО – как отдельное направление деятельности обязательное автострахование в «ERGO Русь» практически не практикуется.
В сфере продаж «Зеленой карты» компания «ERGO Русь» чувствует себя весьма уверенно. До вступления России в международное сообщество Green Card она была на отечественном рынке чуть ли не монополистом. В этом году «ERGO Русь» остается лидером этого сегмента рынка. По итогам первого квартала она имела объем продаж 108,3 млн. рублей (39% рынка). Сборы за первое полугодие – 225,6 млн. рублей. Этот вид страхования является для компаний наиболее привлекательным – здесь убыточность составляет всего около 30%.
Как рассказал Александр Май, когда на рынок «Зеленой карты» пришли другие российские компании, он опасался двух конкурентов: «Росгосстраха» и КС «Русский мир» (эта компания была торговым посредником «ERGO Русь», и на ее долю приходилось до трети продаж). Однако «Росгосстрах» этим видом страхования «пренебрег», а «Русский мир» не сумел самостоятельно закрепиться на рынке – многие его клиенты предпочли работать напрямую с «ERGO Русь».
В числе проблем, мешающих развитию страхового рынка в России, Александр Май одной из основных называет порочную систему выплаты комиссионных страховым агентам. По его словам, во многих компаниях она составляет 20%, а иногда доходит и до 25% от суммы страховой премии. Для сравнения: в Германии страховая комиссия – 5-7%, и лишь в «сложных случаях» она может доходить до десяти процентов.
В практике «ERGO Русь» комиссионная ставка составляет 10%. Желающих сотрудничать при таких условиях вполне достаточно – в частности, по этой ставке работают автосалоны. Как отметил Александр Май, в условиях кризиса среди страховых агентов заметно выросло количество желающих работать «за процент» — раньше преобладали поборники смешанной системы (оклад + процент). Вопреки расхожим представлениям, «повышение процента не мотивирует агентов», — отмечает глава «ERGO Русь».
Второй преградой на пути страховщиков Александр Май считает отсутствие взаимодействия между компаниями и отсутствие страховых историй. Страховая история выгодна аккуратному водителю. Например, в Германии год безаварийной езды ведет к снижению платы за страховку до 85% от «номинальной». Если же авария произошла, то на следующий год придется заплатить уже 120%. Многолетнее «необращение» в страховую компанию дает водителю возможность платить за полис всего 30% от первоначальной суммы.
Выгодно это и страховым компаниям – водители перестают обращаться за выплатами при мелких повреждениях автомобилей, а иногда и выполняют ремонт за свой счет – это окупится при перезаключении страхового договора. Кроме того, наличие страховой истории резко снижает возможности для мошенников. Впрочем, тема страхового мошенничества заслуживает отдельного разговора.
Наконец, третий бич автострахования, по мнению Александра Мая, – несовершенство российского законодательства. Предположим, что произошла авария, при которой автомобиль восстановлению не подлежит. Тем не менее, этот «металлолом» имеет определенную товарную ценность, и может быть продан за запчасти. За границей компания выплачивает «потерпевшему» страховую сумму за вычетом стоимости разбитого автомобиля. В России же СК выплачивает всю сумму, потом переводит машину на свой баланс, а потом мучается с ее продажей, поскольку торговля автомобилями в направлениях деятельности компании не прописана.
В настоящее время компания «ERGO Русь» является планово убыточной. Это связано с расширением масштабов деятельности, с экспансией в регионы. Убытки покрываются за счет акционеров (компания входит в состав ERGO Insurance Group, главным акционером которой является крупнейшее в мире перестраховочное общество Munich Re). Однако в течение трех лет региональные подразделения компании должны выйти на режим прибыльности, и пока графики не нарушаются. Это позволяет «ERGO Русь» заниматься своим делом спокойно, преодолевая как влияние кризиса, так и негативные особенности российской бизнес-среды.
Алексей Захаров, finamauto.ru