Авторажданка’09 обозначила новые проблемы

0
1121

Уходящий год для автовладельцев выдался нелегким. В разгар финансового кризиса, на фоне громких банкротств страховщиков в обязательном автостраховании водителям были предложены два нововведения, которые призваны облегчить их жизнь. Однако если схема прямого возмещения убытков заработала в полную силу, то к европротоколу остается много вопросов.

 

С 1 марта 2009 г. вступили в силу поправки к закону об ОСАГО, предусматривающие введение упрощенной системы оформления несложных ДТП без участия сотрудников ГИБДД (европротокол) и возможность получить выплату в своей страховой компании (прямое возмещение убытков (ПВУ)). Промежуточные результаты оценили эксперты, приглашенные на круглый стол «Ситуация на рынке автострахования России: проблема надежности страховых компаний и итоги года» в ИА «Росбалт».

 

В начале дискуссии участники круглого стола обозначили одну из проблем, которая волнует многих автомобилистов. А именно: хватит ли в системе ОСАГО денежных средств на все выплаты, когда многие известные игроки уходят с этого рынка? Напомним, что сегодня обязанность за выплаты клиентов страховых компаний возложена на Российский союз автостраховщиков (РСА). Некоторые эксперты начали бить тревогу, поскольку, по их оценкам, денег в Фонде РСА хватит только до конца I квартала 2010 г. Почему деньги испаряются с такой скоростью, становится понятно, когда узнаешь, что практически половина компаний (если быть точным 16), у которых была отозвана лицензия, лишились ее в текущем году.  

 

 

Эксперты призвали журналистов не нагнетать обстановку. По словам руководителя представительства РСА в СЗФО Петра Щербакова, хотя выплаты РСА клиентам лишенных лицензии СК, действительно, превысили запланированный лимит, законодательство предусматривает субсидиарную ответственность страховщиков-членов этого союза. «Если денежные средства у РСА заканчиваются, а требования по выплатам продолжают поступать, все оставшиеся на этом рынке компании внесут необходимые суммы», — успокаивает Петр Щербаков.

 

Несмотря на финансовые неурядицы, главным достижением 2009 года автостраховщики считают то, что система ПВУ заработала в полную силу. «С каждым днем динамика обращений по прямому возмещению убытков показывает, что если так продолжится и дальше, то, начиная с Нового года, вся система ОСАГО заработает по западному образцу», — рассказывает г-н Щербаков. По его данным, за время действия новой схемы было принято примерно 47 тыс. обращений, последние 15% от этой цифры пришлись на минувшую неделю. Такой хороший эффект стал возможным после того, как компании отработали механизмы взаимодействия между собой, наладили информационный обмен, которые контролирует клиринговый центр под эгидой РСА.

 

 

«В то же время, говорить о том, что система стала совершенной, не совсем уместно. Внутри нее есть ряд проблем, которые доставляют некоторые неудобства нашим клиентам и, главное, самим страховщикам», — отмечает руководитель департамента партнерских продаж ООО «Росгосстрах Северо-Запад» Дмитрий Синишев. Не все клиенты могут получить страховое возмещение в той СК, в которой они застрахованы. Ряд страховщиков, испытывающих финансовые трудности, используют разные уловки, чтобы переадресовать клиента со своего выплатного центра в компанию виновника ДТП. У недобросовестных СК в этом есть резон, если компенсация превышает 31 тыс. руб. (фиксированная сумма для расчетов между СК в Петербурге).

 

«Если страховщик урегулирует убыток суммой, превышающей 31 тыс. руб., то он выплачивает клиенту больше, чем потом получает в результате взаиморасчетов с компании виновника ДТП, — поясняет Дмитрий Синишев. — Поэтому для того, чтобы система работала нормально, СК не должны предпринимать никаких действий, направленных на то, чтобы использовать избирательный подход, а рынку необходим единый механизм оценки размера ущерба». Кстати, отказы в выплате чаще всего бывают именно потому, что заявленные повреждения, по мнению разных оценщиков, «не соответствуют действительности».

 

 

В отличие от ПВУ, автовладельцы не спешат пользоваться европротоколом. В период март-ноябрь в стране по европротоколу было зафиксировано всего чуть более 2,8 тыс. обращений, при этом отказов в выплате получил каждый третий. Низкий интерес к этой схеме эксперты объясняют боязнью самостоятельно оформлять ДТП без участия сотрудников ГИБДД. Петр Щербаков находит чрезмерно большой цифрой треть отказов в выплате по европротоколу. «Если принимать во внимание, что эти люди не вызывали на место ДТП сотрудников ГИБДД, то теперь им в компанию виновника аварии не с чем обратиться. У них нет необходимого комплекта документа для обращения за компенсацией, а СК без административного протокола не может принять решение о выплате», — комментирует он.

 

Главная ошибка горе-экспериментаторов в том, что они, как правило, некачественно или неполно освещают причины ДТП, после чего невозможно определить виновника по изображенной схеме. По словам Дмитрия Синишева, произошел и ожидаемый всплеск заявлений по факту мошенничества. Вместе с тем, страховое сообщество надеется, что с течением времени пробелы будут устранены и европротокол заработает также эффективно, как и ПВУ.

 

Участники круглого стола пришли к мнению, что процесс ухода с рынка СК продолжится. «Этот год еще раз подтвердил, что покупку полисов ОСАГО нельзя производить вслепую. Автовладельцы, которые в этом году не нашли свои СК, в будущем наверняка будут делать свой выбор осмысленно», — рассчитывает Дмитрий Синишев.

 

Дмитрий Бардачев, 110km.ru