Европротокол: больше вреда, чем пользы

0
2077

 

«Не вижу слов благодарности», – услышал сотрудник Infox.ru от гаишника, приехавшего на оформление мелкого повреждения автомобиля. Ждать инспектора пришлось четыре часа, хотя произошло ДТП в паре кварталов от отделения ГИБДД. Казалось бы, после вступления в силу европротокола такие случаи перестанут раздражать. Можно будет сэкономить время и деньги, делов-то – самостоятельно нарисовать схему. Однако все не так просто.

 

Говоря о возможности оформлять ДТП без вызова представителя ГИБДД, заместитель генерального директора компании «Ресо Гарантия» Игорь Иванов заметил, что «эта процедура пока что хромает», так как она оказалась очень сложной для клиентов и очень рискованной для страховщиков. Поясняя свою позицию, Иванов выразился предельно четко: «Это, конечно, блестящий вариант — что-то там придумать и нарисовать то, чего не было». Лимит в 25 тыс. рублей он назвал маленьким, но чтобы получить даже эту сумму, «надо быть хорошим экспертом – разбираться в автомобилях».

Многие полагали, что вариант разбора ДТП без участия гаишника прельстит тех, кому всего дороже время. Ведь даже в случае мелкой аварии дожидаться инспектора порой приходится часами. Но, в соответствии с русской пословицей, поспешившие воспользоваться европротоколом только насмешили своих друзей: экономия часа ожидания инспектора компенсируется многочасовым хождением по мукам. А любая ошибка при заполнении документа может привести к отказу в выплате денег.

Из-за этого автовладельцы не торопятся пользоваться нововведением. Согласно экспертным оценкам выплаты по новой процедуре пока получили меньше 20 тыс. человек. Как правило, речь идет о незначительных суммах. Сколько всего человек пытались оформлять документы по-новому, пока неизвестно. Но в крупных городах, а именно там планировалось сократить пробки с помощью европротокола, водители по-прежнему предпочитают вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД. И их можно понять.

Представьте себе оживленную магистраль, на которой слегка стукнулись две недорогие машины. У одной помято крыло, у другой разбит подфарник и есть царапина на бампере. Ясно, что сумма ущерба минимальна. Но как оценить, сколько будет стоить ремонт?

Если вы совсем недавно были в кузовном цехе и изучали расценки, то можете приблизительно представлять себе стоимость работы. Но и здесь вас поджидает опасность – выявить на месте скрытые неисправности, образовавшиеся в результате удара, сможет только эксперт. Отсутствие единой методики оценки ущерба не позволяет заглянуть в справочное пособие, где приведена стоимость ремонта каждой детали на машине каждого ценового диапазона. Такого пособия пока нет.

Еще сложнее остановить транспортный поток, чтобы сделать замеры – на каком расстоянии от края проезжей части находятся поврежденные автомобили. А это необходимо. Сотрудник ДПС простым взмахом жезла заставит всех притормозить. А откликнутся ли на вашу просьбу остановиться спешащие по своим делам водители?

Но предположим, что первые две задачи вы успешно решили. И, главное, разобрались между собой – кто прав, кто виноват.

Осталось заполнить документы. По оценкам экспертов, сегодня на заполнение извещения уходит около двух часов. Чтобы сократить это время, нужно, по их словам, «оптимизировать форму протокола, указав конкретные поля для обязательного заполнения, в частности, по определению виновности, и сделать образец». Образцов пока нет, помогать желающим освоить европротокол ни ГИБДД, ни страховщики не торопятся. Кажется, они не заинтересованы в том, чтобы при мелком ДТП его участники побыстрее уехали с места аварии.

Страховщики не скрывают, что европротокол и прямое возмещение убытков выгоды им не принесли. Более того, по словам заместителя исполнительного директора РСА Андрея Батуркина, необходимость поднять ставку ОСАГО связана именно с введением в России европротокола и механизма прямого урегулирования убытков. Поэтому в ряде страховых компаний советуют водителям не оформлять бумаги самостоятельно, а воспользоваться помощью аварийного комиссара, который уже освоил европротокол. Но эту помощь придется оплачивать, в стоимость ОСАГО она не входит. И опять же, к месту аварии комиссар будет пробираться сквозь пробки — и без мигалки на крыше.

Сейчас все страховщики опасаются всплеска мошенничества. По некоторым оценкам, до 30% обращений за выплатами являются попытками заработать на страховщиках. Чтобы выявлять любителей легкой наживы, страховые компании должны обладать единой информационной базой и иметь право доступа в информационные базы данных ГИБДД. Это вопрос будущего. А пока каждый случай, оформленный без гаишника, вызывает подозрения и рассматривается с особым пристрастием. Это значит, что на получение даже небольшой суммы без проблем и придирок рассчитывать не стоит.

А в ГИБДД стараются избегать ответов на провокационных вопросы о том, насколько упадут доходы сотрудников, если их перестанут вызывать при каждом мелком ДТП. Зато охотно соглашаются, что на место крупной аварии, туда, где есть жертвы, инспектор ДПС прибудет скорее, если его не отвлекать теми происшествиями, где пострадало только «железо».

 

Константин Катанян, infox.ru