2009 год для автострахования ознаменовался введением российской «Зеленой карты», «европротокола» и прямого урегулирования убытков. Не успев разобраться в сути изменений, автовладельцев, по всей видимости, ждет очередной сюрприз – грядущее повышение тарифных ставок по ОСАГО в разы.
Приглашенные на круглый стол в ИД «Шанс» аналитики рынка обсудили плюсы и минусы изменений в законе об ОСАГО, дав свои прогнозы развитию событий. В начале мероприятия, участники круглого стола сделали акцент на скором росте тарифов по ОСАГО. К слову, такие разговоры ведутся с момента появления этого вида страхования – с 2003 года. По мнению управляющего по маркетингу страховой компании «РЕСО-Гарантия» Сергея Бровко, сегодня это назревшая необходимость. «Стоимость запчастей увеличилась, работ по ремонту — тоже, размеры выплат во многих компаниях уже давно превышают размеры страховых сборов. Да и введенные с 1 марта 2009 года «европротокол» и прямое урегулирование убытков подразумевают повышение тарифных ставок для населения. А вот на сколько они могут подняться — прогнозировать трудно», — говорит Сергей Бровко. По его расчетам, стоимость полиса как минимум вырастет наполовину, как максимум — подорожает в 2-3 раза.
Пока же ОСАГО приносит неплохой доход страховщикам в нашем регионе. Согласно данным СК «РЕСО-Гарантия», за первые три месяца 2009 года петербургские страховые компании собрали 1232, 87 млн рублей, а выплатили практически в 2 раза меньше — 630,773 млн рублей.
Введение процедуры прямого урегулирования убытков эксперты называют серьезным шагом вперед. «Прямое регулирование ущерба – это возможность более четко и понятно нашим клиентам получать возмещения, особенно в ситуации нестабильного рынка, когда существует большой риск и уже факты банкротства страховых компаний на рынке ОСАГО», — комментирует президент Cоюза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада Евгений Дубенский. — Теперь можно обратиться в собственную страховую компанию, даже если вы потерпевший». Напомним, с 1 марта это норма позволяет потерпевшему владельцу автотранспортного средства предъявлять требования о возмещении причиненных ему убытков в свою страховую компанию, где у него заключен договор ОСАГО, а не в страховую компанию виновника ДТП.
Еще одна поправка, вызвавшая много жарких споров, — введение «европротокола». Эта процедура предполагает самостоятельное урегулирование ДТП без вызова ГИБДД и аварийных комиссаров в том случае, если сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Это при условии, что в аварии участвовали два автомобиля, нет пострадавших и оба участника происшествия имеют полис ОСАГО. Эксперты считают поспешным введение этой привилегии для автовладельцев. Так, типовые схемы оформления ДТП были переведены на русский язык и отпечатаны за несколько дней до вступления в силу поправки. «По меньшей мере четверть информации, содержащейся в схемах, вызывает если не вопросы, то смех, — говорит руководитель общественного движения «Комитет защиты прав автомобилистов» Александр Холодов. Также «европротокол», по его мнению, приведет к всплеску мошенничества. «Велик соблазн двум знакомым водителям встретиться на кухне за чаем, нарисовать схему мнимого ДТП и попробовать получить со страховщика 25 тысяч рублей», — отмечает правозащитник.
По данным Евгения Дубенского, за 4 месяца действия упрощенного порядка оформления ДТП без вызова сотрудника ГИБДД, количество оформленных по «европротоколу» ДТП в Санкт-Петербурге всего около 100. Руководитель автоэкспертного бюро Городского автоклуба А-24 Михаил Бугров напомнил о том, что по «европротоколу» не оформляются ДТП с участием юридических лиц, водителями, управляющими автомобилем по доверенности, а также в случае, когда второй участник — водитель электротранспорта. Однако подобные ограничения могут быть сняты в ближайшее время.
Российскую «Зеленую карту» эксперты называют состоявшимся проектом. Эта система международного страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств перед третьей стороной при выезде за рубеж, которую с 1 января 2009 г. нужно оформлять в российских СК. Как и полис медицинского страхования для туристов, в ряде стран наличие Зеленой карты является обязательным, что избавляет от непредвиденных расходов в случае ДТП, ограждает от лишних проблем.
По-прежнему остаются нерешенными некоторые моменты, связанные с «европротоколом», с упрощенной системой. Однако в этой связи даже существует плавность введения этих поправок, когда полисы компании действуют с 1 марта. «Только такие полисы попадают под действие изменения законодательства. Если полис продан до 1 марта 2009 г., то в этой ситуации нужно подождать, когда вам этот полис нужно будет продлевать, и тогда вы также сможете воспользоваться этой услугой», — подчеркивает Евгений Дубенский. По его словам, для рынка ОСАГО это не плохо, так как и страховщики, их клиенты и инфраструктура рынка будут плавно готовиться ко второму полугодию, когда ожидаются основные объемы работ.
Дмитрий Бардачев, 110km.ru