Даже в самые благополучные докризисные времена получить от страховой компании выплату по ОСАГО, которой бы хватило на восстановление авто, было настоящей головной болью. Теперь же, когда страховые одна за другой объявляют о банкротстве и лишаются лицензий, и вовсе лучше поставить автомобиль в гараж, чтобы не нарваться на ремонт за свой счет. Если же вы смело продолжаете садиться за руль, то будьте готовы, что придется оказаться в ситуации, с которой столкнулась Ольга Кузнецова*. Сотрудники страховой компании «МСК-стандарт» отказались принять отчет независимого эксперта и умудрились выдать свое заключение о сумме выплаты, даже не взглянув на ее пострадавший автомобиль.
Оценка заочно Эта история началась в начале мая, когда проезжавший мимо автомобиль задел припаркованный на стоянке Ford Focus Ольги. Виновник аварии, застрахованный в челябинском филиале СЗАО «МСК-стандарт», честно дождался возвращения владелицы машины, и вместе они оформили ДТП в ГИБДД. Затем потерпевшая отправилась в страховую компанию.
Когда сотрудница «МСК-стандарт» принимала заявление, Ольга поинтересовалась, может ли обратиться для оценки ущерба в независимую экспертную организацию. Ей ответили, что может, и напомнили о необходимости вызвать их на осмотр. Ольга так и поступила: договорилась с экспертом из консультационного бюро «Экспертиза собственности» и разослала телеграммы с уведомлением – в страховую компанию и виновнику ДТП.
В назначенный день на экспертизу прибыли все, кроме представителей «МСК-стандарт». Что ж, их право. Инженер-эксперт Андрей Зубков провел осмотр автомобиля, в ходе которого выяснилось, что пострадал не только бампер, как казалось со стороны, но и одна блок-фара, сломан крепежный кронштейн, и она буквально висит на проводах. В итоге, по заключению эксперта, бампер подлежит ремонту, а фара – замене. Сумма компенсации, с учетом затрат на услуги эксперта и отправку телеграммы, составляет 15 439 рублей. Отчет об оценке ущерба вместе с полным пакетом всех необходимых документов Ольга отвезла в страховую компанию, где его приняли без каких-либо возражений. Пошел отсчет 30 дней, в течение которых, согласно закону, деньги должны быть перечислены на счет.
За 10 дней до окончания этого срока Ольга решила обратиться в «МСК-стандарт» с целью выяснить, не возникло ли проблем при рассмотрении ее страхового случая. Дозвониться не получилось, два дня подряд телефоны были непрерывно заняты. Создавалось впечатление, что у крошечной страховой сотни тысяч клиентов, или же сотрудники челябинского филиала «МСК-стандарт» по каким-то причинам не приветствуют телефонные обращения клиентов. Тогда Ольга приехала в офис. Сотрудники отдела урегулирования убытков сообщали противоречивую информацию: то дело ушло на рассмотрение юристу, то уже на выплату в бухгалтерию, а под конец и вовсе разводили руками, мол, документы ваши найти не можем.
Однако в этот же день вечером на банковский счет Ольги поступил денежный перевод от «МСК-стандарт» в размере 9667 рублей. Страховая компания без каких-либо объяснений урезала размер страховой выплаты на пять с половиной тысяч рублей (почти 40% от суммы насчитанной экспертным бюро). И это притом что ни один сотрудник не видел автомобиль Ольги.
Конечно, если взглянуть на цифры со стороны, то сумма, отсеченная страховой, покажется не слишком большой. Но пока женщине попросту неоткуда взять недостающих средств на ремонт автомобиля.
Немотивированный отказ На следующее утро Ольга прибыла в страховую компанию уже с официальным представителем (благо, товарищ является опытным юристом). За разъяснениями они обратились к руководителю челябинского филиала «МСК-стандарт» Ларисе Бабушкиной. Однако получили от нее весьма резкий, граничащий с хамством отказ выдать копии документов, на основании которых была перечислена существенно урезанная выплата. Бабушкина, не желая отвечать на вопросы, пыталась попросту выставить юриста из кабинета, заученно твердя: «Не устраивает сумма? Обращайтесь в суд!» Представители едва ли не всех страховых компаний в последние месяцы заучили эту фразу наизусть. Похоже, она стала своеобразной мантрой страховщиков, заговором от кризиса.
«После того, как мы написали письменное заявление с просьбой предоставить документ, мотивирующий размер выплаты, и обратились с жалобой в Москву, в центральный офис «МСК-стандарт», Бабушкина наконец-то зашевелилась, – рассказывает Ольга Кузнецова. – Она все-таки выдала расчет изменения убытка. Спрашивается, почему не сделала этого сразу? Остается только гадать, не был ли этот документ оформлен задним числом. Судя по датам, указанным в бумаге, уменьшенная сумма утверждена за неделю до нашего первого обращения, а значит, сотрудники страховой нам попросту врали, пытаясь ввести в заблуждение о судьбе страхового дела».
«В данной ситуации изначально был нарушен порядок рассмотрения страхового случая, – считает директор по урегулированию убытков СК «ЮжУралАСКО» Алексей Любавин. – Согласно статье 12 федерального закона об ОСАГО, при обращении за выплатой страховая компания сама обязана организовать независимую экспертизу. Параллельно или позже потерпевший может провести повторную независимую экспертизу, это его право. Затем страховая компания рассматривает оба результата и выносит решение о сумме выплаты. Однако это нарушение по форме, но не по сути. Страховая компания имеет право изменить размер убытка, но при этом должна иметь документ, обосновывающий уменьшение суммы. Потерпевшая сторона вправе обратиться за ним. К моменту, когда решение о выплате принято, страховая компания обязана предоставить мотивированный ответ для ознакомления».
Эксперта обвинили в необоснованности Расчет изменения убытков, с боем вырванный у «МСК-стандарт», немало удивил Ольгу. Страховая компания посчитала, что независимый эксперт необоснованно завысил стоимость нормочаса по авторемонтным и подготовительно-окрасочным работам. Кроме того, из суммы компенсации исключена замена блок-фары. Обоснование этого поражает глубиной изучения страхового случая, цитируем: «не относится к рассматриваемому событию, элемент не указан в справке о ДТП».
«Оценка ущерба проводится согласно ряду нормативных документов, в которых четко указано: если автомобиль находится на гарантийном обслуживании, как в нашем случае, то все расчеты делаются по расценкам официального дилерского центра, – объясняет инженер-эксперт ООО КБ «Экспертиза собственности» Андрей Зубков. – У дилеров существует негласная система скидок для дружественных страховых компаний. В кулуарах стороны договариваются о том, что машина, прибывшая из данной компании, будет ремонтироваться, например, не за 1400, а за 1200 рублей за нормочас. Это не значит, что мы, эксперты, должны ориентироваться на эти цифры. Клиент, приезжающий как частное лицо, без направления на ремонт по страховке КАСКО, сталкивается с другими ценами, которые обозначены в официальном приказе по предприятию. Теперь фара. У ее корпуса сломано крепление, ремонт такого дефекта производителем не предусмотрен, значит, эксперт обязан ставить замену. Работники ГИБДД не должны указывать все дефекты, они же не специалисты в области ремонта автомобиля. В их задачу входит отражение в протоколе внешних наиболее характерных повреждений, полученных автомобилем в результате ДТП. В документах ГИБДД записано в лучшем случае 50% повреждений, которые машина получает при ДТП».
Сейчас Ольга с юристом пытаются решить спор со страховой компанией на досудебной стадии. Сотрудники московского офиса «МСК-стандарт» пообещали в течение 10 дней разобраться в ситуации. Однако трудно предположить, какое будет решение. Мы пытались по телефону связаться с руководителем челябинского филиала «МСК-стандарт» Ларисой Бабушкиной, чтобы получить комментарий. Но тщетно, телефонная линия упрямо занята.
В случае отказа головного офиса «МСК-стандарт» принять оценку независимого эксперта к выплате Ольга намерена добиваться истины в судебном порядке. Эксперт Андрей Зубков подтвердил свою готовность прибыть в суд для дачи пояснений по расчетам. Он рассказал, что бывать в залах суда ему приходится нередко, страховые компании то и дело пытаются перехитрить доверчивых автомобилистов.
Пока текст готовился к публикации, в редакцию сайта Autochel.ru обратился Николай*, который уже судится со страховой компанией. В его случае отличился «Росстрах». На территории дилерского центра какой-то ас помял Volkswagen Touareg Николая. Пострадали бампер, крыло, колесный диск, брызговик. Страховая компания виновника – «Росстрах» – оценила ущерб, нанесенный внедорожнику, в 25 (!) тысяч рублей. Николай обратился к независимому эксперту, который просчитал, что страховая обязана выплатить за ремонт автомобиля около 80 тысяч рублей. Пока проводили повторную оценку, прошло больше двух месяцев с момента обращения в «Росстрах», но компания не перечислила даже 25 тысяч рублей. Николай обратился за помощью Фемиды. Решение судом пока не вынесено.
* Имена пострадавших автовладельцев изменены |
Мария БЕСЕДИНА, специально для Autochel.ru |
Фото с сайта Pogazam.ru |