Последняя попытка спасти российский автопром

0
760

Еще в декабре прошлого года премьер-министр России Владимир Путин заявил, что в 2009 году россияне смогут на льготных условиях получить кредит на покупку автомобиля. Однако программа поддержки отечественного автопрома заработала только в апреле. В список же машин, которые можно было приобрести на выгодных условиях, попали легковушки, собираемые на территории России, причем как отечественных, так и иностранных брендов. Главным условием для включения автомобиля в вышеназванный список была его цена, которая не должна превышать 350 тыс. руб. В итоге под льготное кредитование попал весь модельный ряд АвтоВАЗа и очень ограниченное количество самых бюджетных иномарок, собираемых в РФ. На днях стало известно, что в программу стимулирования продаж было решено включить автомобили стоимостью до 600 тыс. руб.

Изначально предполагалась, что государство должно было оплатить часть процентов по кредиту на покупку автомобиля в размере 2/3 ставки рефинансирования Центробанка. Как считают участники рынка, первоначальная программа льготного кредитования обладала двумя недостатками. Во-первых, большинство машин, которые пользуются в России большим спросом, не попали под льготное кредитование из-за своей более высокой стоимости, а во-вторых, только одной введенной на год программы стимулирования автопроизводитей в России было явно недостаточно для поддержки производства на местном рынке.

В первоначальный список льготного кредитования, утвержденный российским правительством, попали, кроме всех моделей АвтоВАЗа: Chevrolet Niva, FIAT Albea, самый бюджетный вариант Ford Focus, KIA Spectra, Renault Logan, UAZ Hunter, простейшая комплектация Skoda Fabia и седан Volkswagen Jetta, который все же покинул позже льготный список из-за превышения ценового лимита. Новый проект правительства увеличит стоимость машин, попадающих под льготное кредитование, до 600 тыс. руб. Как считают в аналитическом агентстве “Автостат”, в новом списке могут появиться: Volga Siber, UAZ Patriot, все тот же FIAT Albea в более интересных комплектациях, равно как и Skoda Fabia, еще ряд иномарок, выпускаемых в России, и популярные варианты лидера российских продаж Ford Focus.

Сначала большую часть льготного списка занимали модели АвтоВАЗа

По мнению ряда экспертов, первоначальный вариант списка льготного кредитования так и не сумел оказать реальной поддержки автопроизводителям в России. “Потребители этих автомобилей не готовы (и материально, и психологически) приобретать машины в кредит, – говорит генеральный директор “АвтоСпецЦентра на Таганке” (официальный дилер Skoda) Виталий Грошенков. – Таким образом, программа изначально была ориентирована не на ту потребительскую аудиторию. К примеру, в наш дилерский центр было много звонков относительно льготного кредитования, но запросы этих клиентов выходили далеко за пределы ценового ограничения в 350 тыс. руб.”. Как считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА “РосБизнесКонсалтинг” Анна Синявская, еще рано делать выводы, несмотря на существенные недостатки. “Программа заработала с апреля, однако первые результаты показывают, что банки тормозят выдачу автокредитов, – отмечает Анна Синявская. – По данным Минпромторга, было подано 14 700 заявок, при этом удовлетворено лишь 5498”.

Во второй редакции списка льготников появится внедорожник – UAZ Patriot

Что же касается Skoda Fabia, то, как отмечает Виталий Грошенков, в минимальной комплектации этот автомобиль стоит 364 тыс. и не подпадает под программу. “Цена в 349 тыс. действовала на Fabia в 2008 году, – поясняет руководитель официального дилерского центра Skoda. – Но и в этом случае это автомобиль, который не устроит ни физическое лицо, ни корпоративного клиента. При “доборе” необходимых опций (в базе машина не оснащена даже ABS, не говоря уже о каких-то вещах, необходимых для комфорта) она становится неинтересна потребителю”.

Люди, желающие оформить кредит, не интересуются моделями дешевле 350 тыс. руб.

По мнению аналитиков, новый вариант программы, включающий автомобили стоимостью до 600 тыс. руб., поможет оказать более существенную поддержку, нежели в первоначальной редакции. “Думаю, это подстегнет развитие государственной кредитной программы, поскольку теперь туда входят ряд популярных моделей иностранных брендов, которые наладили производство в России, – рассуждает Анна Синявская. – Также расширятся модельные ряды Focus и Renault: под действие программы подпадают почти все комплектации. Кроме того, под льготное кредитование теперь подпадает ряд легких коммерческих автомобилей, а это значит, что аудитория потребителей будет расширена”. С этим мнением соглашаются участники рынка. “Будет существенный прогресс, – полагает Виталий Грошенков. – Программа закроет как раз ту нишу автомобилей, потенциальные покупатели которых располагают средствами для внесения первоначального взноса и готовы оформить кредит. Она поддержит тот средний сегмент, который больше всего пострадал от финансового кризиса в целом и сворачивания выгодных программ автокредитования”.

Несмотря на новую, более привлекательную программу стимулирования автопрома в РФ, вряд ли стоит ожидать скачка продаж на российском рынке. Реализация автомобилей в кредит в настоящий момент составляет около 10%. Поэтому ожидается небольшое оживление именно в сегменте кредитных продаж, но на рынке в целом существенного подъема не будет.

Никита Афанасьев, www.autonews.ru