Водителей затаскают по судам из-за автостраховок
С 1 марта в силу вступают поправки к закону об ОСАГО, которые предоставляют автовладельцам новые права. Речь идет о вводе европротокола (упрощенного оформления ДТП без присутствия сотрудников ГАИ) и прямом урегулировании убытков при возникновении страхового случая (клиент получает деньги в “своей” страховой компании, а страховщики рассчитываются между собой). Однако сами страховщики не скрывают, что на первых порах система вряд ли будет нормально работать, и призывают в случае аварии все-таки вызывать на место ДТП сотрудников ГИБДД, чтобы в случае судебного разбирательства иметь дополнительную доказательную базу.
Мелкие аварии можно «разрулить» прямо на дороге
Страховщики советуют дожидаться ГИБДД
Суды будут завалены делами об ОСАГО
Автовладельцы, уставшие ожидать в пробках прибытия сотрудников ГАИ при малейшей аварии, долго ждали, когда озвученные поправки вступят в силу. Однако не всякое ДТП можно будет оформлять самостоятельно с тем, чтобы впоследствии получить страховую выплату. Европротокол позволяет зарегистрировать страховой случай без непосредственного участия сотрудников ГИБДД при следующих условиях: если в ДТП участвуют только два транспортных средства, не нанесен вред жизни и здоровью участникам ДТП, у обоих участников есть полисы ОСАГО, купленные не раньше 1 марта 2009 года, у них нет разногласий по оценке обстоятельств данного ДТП, при этом сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей (по данным Российского союза автостраховщиков, такие незначительные аварии сейчас составляют около 70% от общего числа).
Прямое урегулирование убытков предоставляет возможность владельцу полиса ОСАГО получить компенсацию ущерба непосредственно в “своей” страховой компании. “Своя” страховая компания обязана сделать выплату в течение тридцатидневного срока, а как уж она будет рассчитываться со страховой компанией виновника ДТП – это ее проблемы. Между собой страховые компании будут рассчитываться через клиринговый центр, специально созданный к указанному сроку. Для того чтобы не возникало споров и задержек по выплатам, расчеты будут вестись фиксированными суммами, которых всего, в зависимости от обстоятельств ДТП, девять. Минимальный размер фиксированной суммы составляет 22 тыс. рублей, максимальный – 32 тыс. рублей.
Таким образом, плюса от новых поправок два: “мелкие” аварии теперь можно разруливать прямо на дороге, а за деньгами можно идти в проверенную, собственноручно выбранную страховую компанию, а не в “чужую”, о которой знать ничего не знаешь, как и происходило до последнего времени.
Несмотря на то что нововведения в теории выглядят полезными, сами страховщики признают, что на первых порах они вряд ли будут нормально работать. Поскольку опыт в российских условиях совершенно новый, “революционный”, как его называют в РСА, на практике ситуация может развиваться совершенно непредсказуемо. Дело в том, что водители, рискнувшие самостоятельно оформить ДТП без присутствия сотрудников ГАИ, одновременно становятся сами себе свидетелями и в случае чего не смогут рассчитывать на доказательства в суде. А количество судебных разбирательств однозначно увеличится, считают страховщики, поскольку единой методики оценки ущерба пока не существует и могут возникнуть разногласия при выплатах.
Отсутствие единой методики оценки причиненного ущерба – основная проблема на сегодняшний день. Поэтому пока страховщики призывают трезво подходить к оценке ущерба и в случае, если есть опасения, что ущерб превышает сумму в 25 тысяч рублей, вызывать сотрудников ГАИ. Если, допустим, на месте ДТП, находясь в состоянии шока, вы оценили ущерб в сумму до 25 тыс. рублей и разъехались, а позже выяснилось, что повреждены внутренние органы автомобиля, никто размер компенсации менять уже не будет – максимум, что вы получите, это 25 тыс. рублей вне зависимости от реальной суммы ущерба. Такая же ситуация может возникнуть в случае, если страховая компания по какой-то причине не успела провести экспертизу в пятидневный срок и автовладелец обратился в “свою”, независимую экспертизу, которая определила ущерб в сумму, допустим, 50 тыс. рублей. Несмотря на это, автовладелец, не вызывавший на место ДТП сотрудников ГАИ и начавший процесс самостоятельно по европротоколу, получит максимум 25 тыс. рублей, таким образом оставшись в убытке.
Есть и другие проблемы, которые пока неясно, как будут решаться. Представители РСА призывают осознанно идти на упрощенное оформление ДТП. Например, если окажется, что виновник ДТП был пьян, не стоит заключать с ним мировую, говорят страховщики, тем самым вы будете способствовать налаживанию цивилизованной работы страховой системы и обеспечению безопасности дорожного движения в целом.
Так или иначе, страховщики предупреждают, что прежде чем активно пользоваться европротоколом, нужно трезво взвесить свои возможности и потребности, потому что, в случае чего, до конца придется идти тоже одному, в качестве доказательной базы имея только бланк с собственной оценкой ущерба.
Несмотря на то, что введение европротокола готовилось давно, после того как грянул кризис, страховщики вообще предпочли бы отказаться от введения поправок. Президент РСА Андрей Кигим не раз высказывался за перенос сроков введения в России системы прямого урегулирования убытков. Страховщики уверены, что упрощенная процедура оформления ДТП приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких ДТП и случаев страхового мошенничества.
Кроме того, в 2009 году ожидается целая серия банкротств страховщиков, специализирующихся на автостраховании. Крупные игроки боятся, что при взаиморасчетах с некоторыми неблагонадежными участниками рынка они не только не смогут получить ответ, на каких принципах основывались компании при оценке рисков, принятых на страхование, но не смогут даже отыскать следы этих компаний, что, конечно, скажется и на выплатах. Однако предложение о переносе поправок поддержки не получило.
Между прочим, 25 тыс. рублей – это приличные деньги в провинции, и, скорее всего, найдется много желающих инсценировать ДТП и “по-мирному разойтись”. Страховщики предвидят такое развитие событий и говорят, что будут вести мониторинг на предмет возникновения таких ситуаций, а в случае чего – подавать в суд. В целом страховой рынок в ближайшее время ожидает немаленькая чехарда. “Нам будет тяжело – мы этого не боимся”, – заявил на прощание А. Кигим. Однако, президент РСА лукавит: боятся. Скорее всего, если начнется хаос, усугубленный кризисом, страховщики могут начать добиваться временной отмены только что принятых нововведений…
Елена Костякова, www.autonews.ru