В начале 2009 года почти все крупные автопроизводители анонсировали традиционное пост-новогоднее повышение цен, и хотя по-прежнему оставшиеся в наличии автомобили 2008 года распродаются с существенными скидками, специалисты предрекают: в скором времени рынок вторичных автомобилей совершит качественный прорыв.
Индексация цен обусловлена на этот раз целым комплексом явлений. Это и рост доллара, вынуждающий сокращать объемы производства, что закономерно приводит к удорожанию продукции, и 5%-й рост российских таможенных пошлин с 12 января, и, наконец, инфляция, которая вызывает рост цен на автомобили, собранные на территории России.
Конечно, повышение цен отталкивает потенциальных клиентов, а автопроизводители пытаются по возможности стимулировать покупательский спрос. В ход идут различные акции и спецпредложения, часто – на автомобили 2008 года. Однако высокие ставки по автокредитам отпугивают многих россиян.
У экспертов нет единого взгляда на дальнейшее развитие событий. Так, специалисты «Автостата» уверены, что цены продолжат подниматься и дальше — следующая индексация может произойти в марте-апреле, а рост за год может составить от 50 до 100%. Такой исход возможен при дальнейшем развитии кризиса и росте курса доллара. Уже сегодня повторный пересмотр прайсов анонсировали Ford и Citroen.
Другой сценарий предлагают аналитики компании «Метрополь». По их мнению, весной цены на иномарки рухнут за счет элементарного перепроизводства – выпущенные еще в октябре машины у многих простаивают на складах. Не на пользу иностранным производителям пойдут и меры правительства РФ — льготное кредитование на доступные нашемарки.
Повышение цен на автомобили в 2009 году
Марка |
Среднее повышение цены по сравнению с осенью 2008 года |
Акции и специальные предложения |
Audi |
4,1% |
Цены по курсу 1 евро = 35 руб до 15.02.09 |
BMW |
Официально не объявлено |
Фиксированная рублевая цена на BMW 116iA |
Cadillac |
10% |
Скидка 15-25% до 30.06.09 |
Chevrolet |
5-8% |
Скидка 15% |
Citroen |
5-10% |
Скидка 20% на машины 2008 года |
Ford |
9,5% |
Опции в подарок |
Honda |
10% |
Резина в подарок |
Hummer |
10% |
Скидка 15-20% до 30.06.09 |
Volkswagen |
2% |
Скидка 4-9% |
Hyundai |
7% |
————————— |
Lada |
2,5% |
Опции и подарки у дилеров |
Mazda |
5-7% |
Скидка 15% на Mazda3, Mazda6, CX-7 и CX-9 |
Mercedes |
6% |
Авто 2008 года по прежней цене |
Nissan |
6% |
Скидка 6% до конца марта |
Opel |
2,5-10% |
Скидка 5-20% в зависимости от модели |
Peugeot |
Официально не объявлено |
Льготное кредитование |
Renault |
5% |
Скидка 10% до конца февраля |
Skoda |
8-11% |
Опции в подарок у дилеров |
Toyota |
10% |
Скидки и подарки у дилеров |
Volvo |
10-15% |
Авто 2008 года по прежней цене |
Ирито (Great Wall, BYD и FAW) |
15-20% |
Скидка 55 на машины 2008 года |
Рольф (Mitsubishi) |
10% |
Скидка 10% |
Однако даже просто снижения цен может оказаться недостаточно – в игру вступает третья сила. Не исключено, что уже довольно скоро на рынок хлынет целая волна «возвратных» автомобилей. Это будут 1-3-летние иномарки, потерявшие от своей первоначальной стоимости от 20-50%, в отличном состоянии и полностью «чистые» по документам. При этом банки, согласно ожиданиям экспертов, не только не станут завышать цену, но и выставят ценник чуть ниже среднерыночного. Оно и понятно – ситуация в банковском секторе сегодня не сахар, и времени на длительную продажу нет.
По мнению аналитиков ГК «АвтоСпецЦентр», пик невозврата автокредитов придется на конец первого – начало второго квартала и еще порядка трех месяцев потребуется на оформление юридических процедур, связанных с реализацией залогового имущества. А значит, появление на вторичном рынке доступных и почти новых автомобилей надо ждать во втором-третьем квартале. То есть — уже летом.
К сожалению, автовладелец, не сумевший расплатиться по кредиту, скорее всего останется внакладе. Так, если имеется задолженность по долларовому кредиту, с учетом выросшего курса нынешняя рыночная стоимость кредитного автомобиля не покроет задолженности перед банком даже после продажи автомобиля.
Впрочем, в сложившихся условиях банки готовы и на замораживание процентов, и на тот вариант, при котором заемщик сам ищет покупателя для своего автомобиля. «Не стоит забывать, что банк — не автосалон и не занимается продажей автомобилей, и поэтому в интересах банка способствовать тому, чтобы автомобиль был продан быстро и, в тоже время, за адекватную цену, — прокомментировал ситуацию сотрудник банка «Авангард» в интервью Autonews.ru.
Способов вернуть кредитную машину у банков немало – от мирного полюбовного решения, когда клиент сам сообщает о неспособности платить по кредиту, до запущенных случаев, когда заемщик скрывается и в дело вмешивается служба безопасности банка. Однако в любом случае банки в настоящее время заинтересованы на сотрудничество с клиентом – ведь в случае же, если продажа осуществляется через суд, стоимость машины, по оценкам специалистов, может занижаться на 30-40%.
Ну а для рядовых потребителей, обладающих «наличкой», хорош любой из этих вариантов: можно приобрести практически новую машину с существенным дисконтом. А если учесть, что каждый новый автомобиль отнимает у планеты кусочек в 700 квадратных метров, которые уходят на строительство новых дорог и парковок, невольно вспомнишь знаменитое изречение Вольтера: «Все к лучшему в этом лучшем из миров». // autopeople.ru