Не
всех кризис поражает одновременно. Например, о падении рождаемости в
кризисные годы, вспоминают спустя 30 лет – когда трудоспособного
населения становится все меньше. Или вот страховые компании. Пока еще
они держатся, но в следующем году многим страховщикам придется
несладко, а дальше – еще хуже.
В последние годы автострахование росло даже быстрее, чем авторынок –
благодаря автокредитам. Не секрет, что 100% покупаемых по кредитным
схемам машин должны быть застрахованы – это обязательное условие банка.
А ведь в кредит в последний год продавалось уже свыше половины всех
новых машин.
Благодаря этому рынок кредитования вырос до 150 миллиардов рублей.
Точнее, должен был вырасти, по летним прогнозным оценкам аналитического
агентства «Автостат». Сейчас в России из 30 миллионов
зарегистрированных автомобилей застрахованы по «каско» от 6 до 7
миллионов, то есть примерно каждый пятый. Но 80% из этих 6-7 миллионов
– машины в возрасте до трех лет. Половина из которых, напомним, куплена
в кредит и застрахована «в добровольно-принудительном порядке».
Легко можно предсказать действия владельцев этих новых машинок: как
только кончится срок кредита (обычно 2-3 года), многие из них
перестанут тратиться на страховку – у россиян она все еще не в моде. А
приток новых клиентов по понятным причинам резко сократился.
Прогнозируемых 150 млрд. в этом году рынок не достигнет. Итоговая цифра
будет на 8-10% ниже, по оценкам «Автостата». Тем не менее, по итогам
года рынок все равно покажет рост по сравнению с 2007 годом. Но уже в
2009-м страховой бизнес ждет в лучшем случае стагнация.
Одно из следствий – снижение стоимости страховых полисов для клиентов.
Вероятно, интересных предложений от страховщиков можно будет ждать уже
этой зимой.
А вот на рынке ОСАГО без изменений – раз люди продолжают ездить, они
продолжают и продлевать свои полисы. Рынок услуг ОСАГО оценивается в
75-80 миллиардов рублей.
Сергей ЛОБАНОВ, KP-AVTO.RU
Фото из открытых источников.