Клиенты получат право требовать от страховщиков отремонтировать их автомобиль.
Страховщиков ОСАГО следует обязать отправлять автомобили потерпевших на
ремонт по их требованию. С предложением внести такие поправки в закон
об «автогражданке» выступили депутаты от ЛДПР законодательного собрания
Алтайского края.
Сейчас в законе об ОСАГО написано, что «страховщик в счет выплаты
вправе организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества». Однако,
как гласит оказавшаяся в распоряжении «Газеты» пояснительная записка к
поправкам, страховщики в добровольном порядке услуги ремонта
потерпевшим не предлагают.
Вместо этого они выплачивают денежное возмещение, на которое
«потерпевший вынужден самостоятельно искать и находить возможности
восстановления транспортного средства». При этом выплата происходит по
стоимости старых деталей (то есть с учетом их износа), что заметно
уменьшает сумму выплаты.
В предложенных депутатами поправках написано, что компания после
получения письменного требования потерпевшего в течение 30 дней
«обязана организовать и оплатить ремонт поврежденного имущества на
условиях, предусмотренных договором страхования». «По моей информации,
ни одна из работающих на Алтае компаний такую услугу не предлагает —
все выплачивают наличными. В результате потерпевшим от владельцев
полисов ОСАГО денег на нормальный ремонт не хватает, им приходится
искать дешевые автосервисы», — объясняет поправки один из их авторов —
замруководителя ЛДПР в Алтайском крае Андрей Щукин.
Страховщики подтверждают, что редко предлагают клиентам ремонт
автомобиля. «Мы своим клиентам не предлагаем выбор между деньгами и
ремонтом. Слишком тяжело контролировать обоснованность расходов в
случае ремонта», — признается заместитель гендиректора «Русского мира»
по автострахованию Андрей Знаменский. «Запрета на ремонт у нас точно
нет, но директоры филиалов самостоятельно решают, выплачивать деньгами
или отправлять на ремонт исходя из экономической целесообразности», —
поясняет начальник регионального управления «Согласия» Максим Петров.
«Мы предлагаем в подавляющем большинстве случаев выплату деньгами во
всех регионах», — говорит директор центра страхования автотранспорта
РОСНО Александр Гурдус.
«Действительно, на Западе практика ремонта очень распространена.
Например, во Франции до 80% от выплат идет на ремонт транспортных
средств. Остальная часть выплачивается деньгами, — говорит
вице-президент РСА Андрей Батуркин. — Но такой удобный для клиентов
сервис обеспечен высокими тарифами на «автогражданку». Впрочем, по
словам Максима Петрова, в регионах люди сами зачастую предпочитают
брать выплаты наличными, чтобы чинить машины у знакомых. «Вопрос
поправок нельзя рассматривать без отрыва от вопроса учета износа», —
говорит Александр Гурдус. «Нововведение потребует изменения учета
износа и неминуемо приведет к изменению тарифов», — констатирует Андрей
Знаменский.
КСЕНИЯ ЛЕОНОВА, www.gzt.ru