Сага об ОСАГО

0
994

Попытка
оспорить решение Верховного суда, обязавшего страховщиков возмещать
утрату товарной стоимости (УТС) в рамках обязательной «автогражданки»,
потерпела поражение. Кассационная коллегия Верховного суда РФ оставила
в силе решение первой инстанции, которая признала недействующим пункт
Правил обязательного страхования автогражданской ответственности
(ОСАГО), а именно первый абзац подпункта «б» пункта 63.

Речь идет о части, исключающей величину УТС из состава страховой выплаты в случае повреждения имущества.

Кому выслать счет?


Как сообщала «Газета» ранее, этот пункт оспорили два частных лица —
Алексей Андреев и Руслан Ногаев. В своем исковом заявлении они указали
на несоответствие пункта правил законодательству, и в первую очередь
Гражданскому кодексу и федеральному закону «Об обязательном страховании
гражданской ответственности владельцев транспортных средств», в
дополнение к которому и принимались правила.

После аварии стоимость автомобиля, пусть и полностью
отремонтированного, заметно уменьшается: битая машина, как правило,
стоит на 10 и более процентов дешевле небитой. В то же время согласно
ГК потерпевший может требовать полного возмещения причиненных ему
убытков: реального ущерба и упущенной выгоды. В связи с этим истцы и
предложили взыскивать эти деньги со страховщиков.

24 июля нынешнего года Верховный суд признал иск обоснованным. А
чтобы у страховщиков и автолюбителей не было разногласий в понимании
термина УТС, в своем решении привел его значение. Под УТС следует
понимать «уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное
преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида автомобиля и его
эксплуатационных качеств из-за снижения прочности и долговечности
отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий
вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта».

Решение Верховного суда вызвало большой резонанс: страховщики не были готовы к такому повороту дел. И не только они. Не

согласившись с вердиктом первой инстанции, правительство России
обжаловало его в кассационной коллегии Верховного суда. Тем не менее
решение первой инстанции оставлено в силе. Правда, с большой долей
вероятности можно предположить, что определение, вынесенное
кассационной коллегией, будет снова обжаловано — на этот раз уже в
президиуме Верховного суда. Если же этого не произойдет, то после
вступления решения в силу в правила будет внесена соответствующая
ссылка, которой и должны будут руководствоваться страховые компании.
Изменения коснутся и тех автомобилистов, которые получили отрицательное
решение суда на свои требования на возмещение УТС, но сроки давности
еще не истекли.

Страхи страховщиков


Как и ранее, страховщики восприняли это без оптимизма. Заместитель
генерального директора страховой группы «Региональный альянс» Дарюс
Балионис, говоря о практике в других странах, отмечает, что там
возмещение УТС не производится. По его словам, УТС очень трудно оценить
и регламентировать, следовательно, возрастет количество судебных тяжб,
что не будет способствовать оперативности урегулирования убытков.
«Кроме того, УТС по старым автомобилям, которым 10 лет, просто
противоречит главному принципу страхования, при котором должен быть
возмещен реальный ущерб. Если пойти по пути возмещения УТС, то, может
быть, надо и моральный вред возмещать? Очевидно, что это неправильно»,
— подчеркивает Дарюс Балионис. Представители страховых компаний
уверяют, что возмещение УТС повлечет за собой увеличение убыточности.
Это в свою очередь может привести к банкротству страховщиков. А в
результате пострадает потребитель. «Было бы логично, чтобы увеличение
расходов страховщика компенсировал более высокий тариф, ведь именно так
было в любом добровольном виде страхования, а лучшего регулятора, чем
рынок, еще не придумано», — говорит замглавы «Регионального альянса».

Иной позиции придерживается начальник отдела автострахования
страховой компании «Межрегионгарант» Алексей Мишин. «Возмещать УТС в
рамках ОСАГО необходимо, поскольку возмещение убытков — прямая
обязанность страховой компании. Исполнение страховщиками законодательно
возложенных на них обязанностей позволит увеличить доверие населения к
страхованию, а это жизненно необходимо для рынка», — говорит он. При
этом, по его словам, практика возмещения УТС увеличит уровень выплат по
автострахованию на 20-30%, а в некоторых регионах и на все 40%.

Однако в вопросе повышения тарифов страховщики оказались единого
мнения. Они говорят, что в условиях такого повышения уровня выплат
страховщики, работающие в сегменте ОСАГО, будут просто вынуждены
поднять вопрос о повышении тарифов. «Учитывая, что целый ряд игроков
рынка балансируют на грани убыточности, необходимость коррекции тарифов
является очевидной», — предполагает Алексей Мишин.

По мнению руководителя дирекции андеррайтинга и методологии ОСАГО
группы «АльфаСтрахование» Дениса Макарова, с учетом роста парка новых
автомобилей величина тарифа должна вырасти не менее чем на 20%.