Это касается каждого автомобилиста – на днях комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам единогласно одобрил внесенный правительством РФ проект о поправках к закону «Об обязательном страховании автогражданской ответственности».
В ближайшее время Дума рассмотрит этот проект во втором чтении. Однако практически все ключевые поправки, по мнению депутатов, требуют серьезной проверки и доработки. Итак, что для нас готовит правительство?
Во-первых, планируется законодательно оформить процедуру разбирательства на месте ДТП без участия представителей правоохранительных органов – в том случае, если в аварии участвуют не более двух машин, а сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Если поправка пройдет, водители сами будут оценивать ущерб, заполнять страховые бумаги и разъезжаться, не создавая лишних пробок. По заверению представителей правительства, с МВД этот момент уже согласован.
Однако у многих депутатов возникли сомнения по поводу этого пункта. Например, смогут ли водители «на глаз» оценивать повреждения своих автомобилей даже при мелком ДТП? Ведь даже в автошколах сейчас не изучают матчасть. По впечатлению даже профессионал часто не сможет оценить ущерб.
Вторая поправка – возможность использования в России схемы «прямой ответственности» страховой компании перед автовладельцем. Иными словами, невиновный участник аварии будет получать страховую компенсацию ущерба в своей страховой компании, а не в той, в которой застрахован виновник ДТП. Это вроде бы должно сократить время получения денег автовладельцем, но некоторые депутаты считают, что такая схема – только один из вариантов решения проблемы с затягиванием страховщиками выплат.
Кроме того, правительство предлагает уменьшить минимальный срок страхования по ОСАГО с шести до трех месяцев, ведь многие в России продолжают использовать машину лишь определенное время в году. Председатель комитета Владислав Резник опасается, что такая поправка может привести к удорожанию ОСАГО в целом – так как спрос на более дешевые полисы сроком на три месяца будет большим, страховщики начнут стремиться к сохранению своей прибыли.
Предложенные поправки назрели очень давно, и слава Богу, что у правительства до них наконец дошли руки. Конечно, на первом этапе будет много проблем с самостоятельной оценкой ущерба, но ничего – научимся, да и процедуры отработаем. Ведь, в конце концов, система ОСАГО придумана во всем мире для удобства жизни автомобилистов, а не страховых компаний.
Андрей Морозов