Выплаты по ОСАГО растут быстрее, чем сборы страховых премий. За первый квартал 2011 года страховые компании собрали более чем 19 млрд рублей, что на 2,8% больше, чем годом ранее, а по страховым случаям было выплачено 14 млрд рублей – на 11,4% больше. Эксперты объясняют: убыточность автогражданки продолжает расти, а значит, мелкие игроки на рынке не выживут.
Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал сведения по ОСАГО за I квартал 2011 года. Согласно статистике, за январь – март автовладельцы купили 7 634 367 полисов. Страховым компаниям за это были начислены премии в размере более 19 млрд рублей. При этом сумма выплат составила 14 млрд рублей. Таким образом, прибыль страховщиков на рынке ОСАГО в этом году составила около 5 млрд рублей. «Страховщики собрали на 2,8% больше по сравнению с прошлым годом, а выплаты выросли на 11,4%», – сообщили «Газете.Ru» в РСА.
За январь – февраль в России произошло 642 тыс. страховых случаев, из которых урегулировано было 620 тыс. В РСА отмечают, что в числе «неурегулированных» могут быть не только те эпизоды, по которым было отказано в выплатах, но и те, которые все еще продолжают рассматриваться. Еще год назад число невыплат за I квартал было больше – около 35 тыс. эпизодов. Снижение этого показателя может быть связано с уходом с рынка нескольких недобросовестных страховщиков.
Всего сейчас в России существуют 122 компании, которые занимаются предоставлением полисов автогражданки. При этом концентрация рынка выросла за счет сокращения числа страховщиков – в прошлом году их было 143.
Основная часть прибыли пришлась на 10 крупнейших страховых компаний, они собрали 13,6 млрд рублей.
Больше всего за полисы ОСАГО в этом году клиенты заплатили «Росгосстраху», который собрал почти 6 млрд рублей и выплатил 4,8 млрд рублей. На втором месте располагается «РЕСО-Гарантия», собравшая 1,8 млрд рублей при 1,2 млрд выплат. На третье место вышла СГ МСК, которая в этом году слилась со «Спасскими воротами» и собрала почти 1,4 млрд премий, из которых 980 млн было выплачено. Далее идет «Ингосстрах» с 1,39 млрд рублей сборов и 858 млн рублей выплат. Также в первую десятку вошли ВСК, РОСНО, «Согласие», «Альфастрахование», «Уралсиб» и «Росстрах».
Эксперты обращают внимание на восстановление рынка ОСАГО после финансового кризиса. Увеличение продаж полисов автогражданки объясняется бурным ростом российского авторынка. По данным АЕБ, только за I квартал текущего года в России было реализовано на 77% автомобилей больше, чем годом ранее. «Рынок ОСАГО начал возрождаться, – заявила «Газете.Ru» главный аналитик «Интерфакс-ЦЭА» Анжела Долгополова. – Когда есть рост продаж новых автомобилей, то происходит и прирост на рынке автогражданки».
Между тем десять страховых компаний в I квартале 2011 года выплатили значительно больше, чем собрали денег в виде премий.
Так, компания «Авикос» собрала полисы на 4,2 млн рублей, а количество выплат составило 28 млн рублей. «Аско» при сборах в 94,4 млн рублей выплатила 100 млн рублей, «Баск» собрал 26 млн рублей, 30 млн выплатил. «Боровицкое страховое общество» при сборах в 1 млн рублей выплатило 2,4 млн рублей. «Авиационный фонд единый страховой» собрал в виде премий за ОСАГО всего 265 тыс. рублей, а выплатил 12,6 млн рублей. «Национальная страховая группа», заработав почти 22 млн рублей, выплатила 36,2 млн. «Паритет-СК», продав полисов на 9,5 млн рублей, выплатил страхователям 30,4 млн рублей. «Талисман» – 8,9 млн рублей против 13,8 млн; «Тэст-Жасо» – 3,7 млн рублей против 4 млн рублей. «Цюрих» – 231 млн рублей против 237 млн.
Две компании вовсе не продали ни одного полиса в этом году, но продолжают расплачиваться по прежним обязательствам. Так, не заработав ни копейки, компания «СОГАЗ-Шексна» выплатила за три месяца уже 2,9 млн рублей, а «Информстрах» – 1 млн рублей.
Эксперты прогнозируют, что к концу года с рынка может уйти половина страховщиков. «Результаты показали, что очень высокие уровни выплат – 74% в первом квартале этого года против 68,2% в прошлом году, – рассказывает аналитик Долгополова. – После кризиса на рынке много слабых игроков, особенно региональных компаний, которые не могут диверсифицировать свой страховой портфель и занимаются только автострахованием. И если происходят какие-то колебания на рынке, то они не выдерживают. Когда доля выплат приближается к 70%, то это крах для них».
Евгений Шипилов, www.gazeta.ru