Страховщики сами будут определять цену ОСАГО

0
1250

Подготовлен проект поправок, согласно которому страховщики сами (!) будут устанавливать стоимость полиса «автогражданки». Последний подорожает, но обеспечит лучшую защиту – вырастут компенсации за ущерб по здоровью и имуществу. Также опубликованы правила расчета повреждения машин по ОСАГО. По ним страховые компании будут определять сумму выплат пострадавшему в аварии с учетом износа его авто.

Новые правила устанавливают порядок расчета износа автомобиля и его деталей, сообщает «Российская газета». Напомним, недавно в закон об обязательном страховании гражданской ответственности автовладельцев были внесены поправки, согласно которым страховщики возмещают затраты на ремонт машины с учетом ее износа. В новых правилах написано, как это рассчитывать.

Во-первых, некоторые детали машины будут признаны «вечными». Так, например, износ не будет считаться на некоторые узлы и агрегаты, при неисправности которых запрещается движение транспортных средств. Правда, перечень этих деталей пока не определен. Точно известно лишь, что в него войдут подушки и ремни безопасности.

Во-вторых, степень износа детали будет зависеть от ее материала и даже от марки машины! Например, пластиковые запчасти признаются более долговечными, чем металлические. Кроме того, медленнее всего будут терять в цене машины, выпущенные в Японии. На втором месте – европейские автомобили, в том числе произведенные в Турции. На последнем – отечественные машины. То есть бампер Subaru с течением времени будет меньше терять в цене, чем бампер «Приоры». При этом к «Ладам» и «Волгам» приравняют все иномарки, произведенные в России – от черкесско-китайских Lifan до калиниградско-немецких BMW! Дело в том, что в документе «страной происхождения» считается та, в которой машина произведена или подвергалась «достаточной переработке».

«Пусть BMW хоть откуда, не в этом дело, – считает автомобилист Дмитрий Бабакаев. – Скажем, ей десять лет, она как новая, попал в аварию – повредил, например, капот, который ремонту не подлежит. Тебе насчитают 1000 долларов ущерба, а новый стоит 2500. А если BMW, к тому же, имел несчастье «родиться» в России, тогда вообще 300 долларов. И что? Это дифференцированный подход? Тогда его надо применять и к стоимости полиса ОСАГО – уменьшать ее с учетом износа всех деталей, места «рождения» автомобиля. А вообще, не попадайте в ДТП на авто с пробегом! Это не выгодно! Врезайтесь только на новых машинах!»

В-третьих, правила также определяют, как оценивать деталь, если она уже менялась. Ее износ будет считаться исходя из того, сколько времени и километров она проработала в автомобиле. Но применение этого правила потребует от автовладельца хранить все чеки как на сами запчасти, так и на работы по их установке. Также указывается, что должна быть учтена необходимость замены не только поврежденной детали, но и запчастей, полностью устраняющих повреждение.

Несмотря на все нововведения, проблемы с расчетом компенсации остаются. Новый документ определяет расчет убытков только в части износа. Единой же методики определения стоимости восстановительного ремонта, закрепленной законодательно, по-прежнему нет. Страховщики делают это на основе своих формул, существующих в пяти вариантах и выдающих разные результаты. Ни один из них не был зарегистрирован в порядке, которого требует закон. Между тем еще при введении ОСАГО в 2003 году правительство поручило министерству транспорта разработать единую методику, однако воз и ныне там.

Правила вступают в силу через три месяца, но страховым компаниям они оказались не по нраву. «В документе не определено, кто является его правоприменителем: страховщики или эксперты, – приводит «Российская газета» мнение председателя комитета по независимой технической экспертизе Российского союза автостраховщиков Сергея Дорофеева. – Кстати, ни те, ни другие не привлекались к разработке этого документа. Сами по себе эти правила можно назвать методологической и технической ошибкой».

Тем временем, горькую пилюлю новых правил страховщикам подсластил Минфин, предложив им самостоятельно устанавливать стоимость ОСАГО. Поправки к закону об «автогражданке», которые были направлены на обсуждение в Российский союз автостраховщиков (РСА), предполагают создание тарифного коридора, в рамках которого страховые компании смогут самостоятельно устанавливать цены на полисы.

Прежде всего, эти поправки связаны с увеличением максимальной суммы выплат по ущербу жизни и здоровью пострадавших (со 160 до 500 тысяч рублей) и имуществу (до 200 тысяч рублей). При этом, чтобы компенсировать рост среднего размера выплат, Минфин предлагает увеличить базовую стоимость полиса ОСАГО в среднем на 25,2%.

Предполагается также, что страховщики сами смогут устанавливать тарифы в заданных пределах. По мнению экспертов, это означает, что с 2011 года на рынке ОСАГО может начаться ценовая конкуренция, тогда как сейчас страховщики могут привлекать новых клиентов лишь дополнительными сервисными услугами.

При этом сами страховщики считают, что пока рынок ОСАГО не готов к свободному регулированию тарифов, и не будет готов до тех пор, пока с рынка не уйдут компании, занимающиеся недобросовестной конкуренцией и компании-однодневки.

Проблема в том, что и потребителям будет сложно повлиять на стоимость полисов. Какой бы ни была цена, отказаться от покупки полиса ОСАГО автомобилисты не имеют права.

 

Дмитрий Жебелев, avto59.ru