Автокредитование. Не надо печалиться

0
1637

Разразившийся мировой финансовый кризис не обошел стороной и рынок
автокредитования. Однако, несмотря на информацию о том, что часть
банков приостановили или вовсе закрыли кредитные программы, а другие
серьезно ужесточили условия выдачи кредитов, а также несмотря на
недостаток и противоречивость данных, ситуация на рынке не столь
печальна.

Спокойствие, только спокойствие!

Как рассказал заместитель директора Аналитического агентства «Автостат»
Сергей Удалов, официально о прекращении или приостановке кредитных
программ банки стараются не заявлять, поскольку в нынешней ситуации это
может отрицательно повлиять на имидж банка и повлечь за собой отток
клиентов.

«Заявки на кредиты продолжает принимать большая часть банков, которая
работала с ними ранее. Ряд банков просто не одобряет принятые заявки.
При этом об изменении условий выдачи кредитов объявили практически все
банки. Во-первых, это повышение ставок по кредитам. Во-вторых,
фактическое прекращение программ кредитования без первоначального либо
с небольшим первоначальным взносом, даже если таковое еще анонсируется.
При этом чем больше первоначальный взнос, тем выше вероятность
одобрения заявки на кредит», — объясняет Сергей Удалов.

«Зачастую клиенты не готовы мириться с высокими ставками на рубли: от
15% в Межпромбанке до 27% в РусфинансБанке. С иностранной валютой дела
обстоят немного лучше, но клиенты не видят для себя выгоды в том, чтобы
брать кредит в валюте, если отсутствуют спецпрограммы от производителя.
Вместе с тем многие банки перестали кредитовать рубли, например, КРК.
Обязательным условием банков стало наличие первого взноса, например в
Сбербанке РФ он составляет от 20%, в Райффайзенбанке — от 40%. С
10%-ным первым взносом (страховка в кредит) остался только
Русфинансбанк с тарифом 25,5% на рубли и 15% на доллары. То есть можно
утверждать, что если у клиента нет денег на первый взнос, то кредит
получить не удастся», — уточняет директор по продажам ЗАО «Ю.С.Импекс —
авто», официального дилера «Форд», Юрий Гришин.

С ноября условия программ автокредитования ужесточил Сбербанк. Теперь
максимальный размер автокредита составляет 80% стоимости автомобиля,
указанной в договоре купли-продажи или платежных документах. Кредит
будет предоставляться сроком на 5 лет.

В октябре изменил процентные ставки по программе автокредитования банк
«Санкт-Петербург» — они поднялись на 1% и сегодня составляют 17%‑18% в
рублях и 16% в долларах/евро. Кроме того, увеличена сумма
первоначального взноса, которая теперь составляет 30% от стоимости
автомобиля. Программы автокредитования на подержанные автомобили
закрыты. Кредиты в банке «Санкт-Петербург» теперь выдаются только на
новые отечественные и зарубежные машины.

С ноября изменил ставки по автокредитам «ЮниКредитБанк»: на
приобретение нового автомобиля в долларах или евро они составят от 14%
до 16%, в рублях — 20% годовых. Для кредитов на приобретение
подержанного автомобиля в долларах или евро ставки варьируются от 15%
до 17%, в рублях они составят 21% годовых. При приобретении нового или
подержанного автомобиля без подтверждения дохода или занятости ставка
увеличивается еще на 1%.

Некоторые банки, в отличие от, например, КРК, наоборот отказались от
предоставления валютных кредитов и при этом начали поднимать проценты
по рублевым кредитам. В частности, МБРР стал предлагать кредиты только
в рублях, подняв процентную ставку до 18,5% годовых при нулевом
первоначальном взносе и 16,9% годовых при 30%‑ном первоначальном взносе.

Заметно снизилась привлекательность программ экспресс-кредитования.
Сегодня только около половины банков, входящих в топ-20 по объемам
выданных автокредитов по итогам первого полугодия 2008 года, предлагают
подобные программы, что связано с удорожанием финансовых ресурсов и
одновременным сохранением высоких рисков и достаточно низкого уровня
среднерыночных процентных ставок. Так, выдачу всех экспресс-кредитов, в
том числе автомобильных, прекратил МКБ.

Осенью многие банки выносили отказы по кредитным заявкам, но официально
о полном отказе от предоставления услуги автокредитования заявил лишь
Хоум Кредит энд Финанс Банк. Широко распространяемую информацию о
прекращении выдачи автокредитов банком «Юниаструм» его руководители
опровергли на пресс-конференции 7 октября.

По их словам, банк в сентябре не приостанавливал программы
кредитования. Более того, автокредитование было названо руководством
Юниаструм Банка одним из основных продуктов, который рассматривается
как наименее рискованный в сегодняшних условиях и имеющий большой
потенциал на российском рынке.

В ходе мероприятия было также объявлено о завершении привлечения
стратегического инвестора. Им является крупнейший банк Кипра, который
приобретает 80‑процентную долю Юниаструм Банка. Как заявили его
представители, сделка позволит реализовать имеющиеся стратегические
планы по развитию всех банковских продуктов и услуг, которые Юниаструм
Банк предлагал до этого.
Несмотря на тяжелую ситуацию на финансовом рынке, некоторые банки не
только не перестали выдавать автокредиты, но и продолжили активное
продвижение данного направления. Все больше банков, помимо кредитных
продуктов, предлагают дополнительные услуги, такие, как страхование,
получение кредитного решения по телефону или через Интернет.

Так, например, в этом году Юниаструм Банк и Альфа-Банк запустили услугу
online-автокредитование, в рамках которой можно через Интернет
рассчитать параметры автокредита, заполнить заявление на оформление и
получить предварительный ответ.
Кроме того, в отделениях Альфа-Банка еще 1 июля стартовали продажи
универсального автокредита «Альфа-Авто». В сентябре банком было
заключено партнерское соглашение со страховой компанией «Кардиф» о
начале реализации уникальной на российском рынке услуги
GAP-страхование, которое гарантирует выплату 20% от первоначальной
стоимости автомобиля в случае его угона или полной гибели.

Автопроизводители спешат на помощь

Рост автокредитования в России, который наблюдался в нашей стране в
последние несколько лет, привлек внимание производителей автомобилей и
дилеров, которые стали самостоятельно заниматься выдачей кредитов —
через собственные банки. Свои банковские подразделения открыли Toyota,
Renault, DaimlerChrysler, BMW. Работают совместные схемы
автокредитования автопроизводителей и российских банков Nissan Finance,
Infiniti Finance, GM Finance, Renault Credit, Peugeot, Citroen и других.

По словам Сергея Удалова, с началом финансового кризиса, все
автопроизводители, которые уже успели открыть в России свои банки, либо
партнерские финансовые компании заявили о начале целого ряда программ
стимулирования продаж автомобилей в кредит. Те, кто этого еще не
сделал, примут эти меры в ближайшие время.

Производители, у которых нет «своих» фирменных банков, заключают
соглашение с банками-партнерами, которые кредитуют покупателей на
специальных условиях, снижая стоимость автомобиля, купленного по
специальной программе, как, например, ЗАО «Форд Мотор Компани».

Кредитная программа компании «Форд в кредит» действует до 31 декабря и
реализуется совместно с Русфинанс Банком, Рaйффайзенбанком,
Газпромбанком и банком Уралсиб. Кредитная ставка составляет 11%
годовых. При покупке автомобилей по программе Ford Credit Ford Motor
Company предоставляет скидку, при которой общая сумма затрат на покупку
моделей Focus, Fusion, Mondeo и C-Max будет соответствовать покупке в
кредит по ставке от 6,9% годовых или Fiesta в кредит по ставке от 3,9%
годовых. Срок кредита — 36 месяцев с возможностью досрочного погашения.
Годовая процентная ставка на большинство моделей составляет 6,9% (+5%
страховка), первоначальный платеж 40% (на C-Max — 30%).

Аналогичную акцию проводит Volkswagen совместно с BSGV, предлагая
покупателям нового автомобиля Touran программу кредитования с первым
взносом 0%.

Максимальная сумма кредита — 50 000 долларов США (или эквивалент в
рублях/евро), процентные ставки — 11% USD, 12% EUR, 17% RUB. Кредит
выдается на срок от 6 до 60 месяцев под залог приобретаемого автомобиля.

Покупателям Passat и Jetta банк BSGV предлагает схему кредитования «с
обратным выкупом». Клиент может выбрать, сколько платить сначала
(минимально при данной форме кредитования — 15% от стоимости
автомобиля), сколько — ежемесячно и сколько — по окончании 3 лет
кредита (максимальная остаточная стоимость — 35% от первоначальной
стоимости автомобиля). Кроме того, программа Volkswagen Credit
предлагает новые условия кредитования для модели Golf на срок от 6 до
60 месяцев — всего от $250 в месяц.

Тойота Банк в октябре объявил о запуске специальной программы
кредитования на приобретение автомобилей Toyota Corolla, Toyota Auris,
Toyota Camry и Toyota RAV4 совместно с ООО «Тойота Мотор». Предложение
будет действовать до конца года. На все указанные автомобили 2008 года
выпуска клиентам предложена специальная процентная ставка: 11,9% в
рублях и 8,9% в долларах. При этом ставка не зависит от подтверждения
доходов, а будет распространяться на всех клиентов, которых
заинтересовала данная программа.

В октябре о начале партнерства объявили BMW Bank и компания Avtodom,
официальный дилер BMW и Mini. Клиентам банка выдаются кредиты на срок
до 7 лет на покупку новых и подержанных автомобилей BMW и Mini при
любых формах подтверждения дохода и занятости. Процентные ставки
колеблются от 9% для кредитов в долларах и евро и 13% в рублях до 10,5%
в иностранной валюте и 14,5% в рублях.

Несмотря на то, что «автомобильные» банки, работающие с производителями
и дилерами напрямую, также вынуждены менять ставки по кредитам, по
мнению экспертов, совместные программы банков и автопроизводителей
составляют серьезную конкуренцию универсальным банкам, так как способны
предложить наиболее выгодные ставки и наименьшую переплату.

Снижение темпов

Согласно данным PWC, за первые 6 месяцев 2008 года продано более 1,6
млн новых автомобилей, к концу года эта цифра должна была возрасти
вдвое. Но изменения рынка, связанные с кризисом, вряд ли позволят выйти
на такие показатели. Эксперты констатируют снижение темпов развития
рынка, однако их прогнозы относительно второго полугодия разнятся. По
оптимистичным оценкам PWC, количество проданных за этот год машин,
львиную долю которых составляют кредитные иномарки, составит 3,3 млн,
другие эксперты предрекают обвальное падение показателей продаж.

По данным «Автостата» марки автомобилей, кредитование которых
поддерживает производитель, сохранили уровень продаж в августе-октябре
на одном уровне. Количество автомобилей, проданных в кредит, от общего
количества машин, проданных частным лицам, держится на уровне 30‑40%.
Таким образом, можно сказать, что за счет повышения процентных ставок и
уровня первоначального взноса произошло некоторое снижение продаж.

«Сегодня не одобряется банками около 20% кредитных заявок. Но если
заявку не одобрил один банк, вероятность того, что она будет одобрена
другим, все же есть, — говорит Сергей Удалов. — Что касается других
автокомпаний, падение их продаж, которое составляет 10—30%, происходит
и в силу того, что уменьшается количество автомобилей, продаваемых в
кредит. При этом происходит смещение продаж в сторону бюджетных
автомобилей, продаваемых за наличный расчет. В частности, поэтому
выросли продажи автомобилей Lada: в октябре относительно сентября рост
составил 16%».

Автор: Виктория Загоровская, www.5koleso.ru
Фото: О. Попугаева и Д. Непомнящий