Полис вместо весла

0
1518

В 14 регионах пройдет эксперимент по страхованию ответственности владельцев моторок. Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) намерено стимулировать страхование ответственности владельцев маломерных судов.

Такую идею обсуждали на недавнем совещании у статс-секретаря МЧС Владимира Пучкова — об этом корреспонденту «Газеты» рассказали сразу два источника в министерстве, позже эту информацию подтвердила пресс-служба. Страховщики предполагают, что эксперимент может вылиться в принудительную покупку полисов.

Предложение о принятии закона об обязательном страховании ответственности для маломерных судов озвучил еще пару дней назад сам Владимир Пучков, назвав законопроект аналогом ОСАГО на воде. Идея эта обсуждалась в ведомстве больше года, однако, прежде чем вводить соответствующий закон, решено было провести своеобразный эксперимент.

Наиболее подробно его описали пожелавшие остаться неизвестными источники «Газеты» в министерстве и в Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС). ГИМС — это управление МЧС, занимающееся регистрацией «маломерок». «Из каждого федерального округа будут выбраны по два региона, где регистрируется ежегодно 4—5 тысяч судов, а всего их около 30—40 тысяч. Это Московская и Ростовская области, Хабаровский край. У всех пунктов регистрации маломерных судов мы разрешим страховщикам поставить свои пункты продаж и будем наблюдать за происходящим. Речь не идет о владельцах байдарок, мы хотим застраховать только моторные лодки. Ориентировочно эксперимент продлится до середины 2010 года», — говорит источник в министерстве. Эту же информацию подтверждает источник в ГИМС, уточняя, что сам закон направлен не на владельцев «казанок», а на владельцев яхт и катеров.

По словам представителя пресс-службы, прежде всего должны быть приняты изменения в ряде законодательных актов, уточняющие само понятие «маломерного судна» (сегодня к ним относятся и надувные матрасы, и яхты. — «Газета»). После, возможно, будет проведен эксперимент. Если он покажет хорошие результаты по снижению аварийности на воде и подтвердит необходимость введения обязательного страхования, будет рассматриваться вопрос о разработке соответствующего законопроекта.

Впрочем, введение эксперимента пока не решено. По неофициальной информации, в ведомстве Сергея Шойгу бытуют две точки зрения, по одной из которых эксперимент вводить не стоит, тарифы можно просчитать и так.

По данным ГИМС, сегодня в России зарегистрировано примерно 1,25 млн «маломерок», около 750 тысяч из них составляют моторные суда. В прошлом году произошло около 160 аварийных случаев, связанных с маломерными судами. В этом году было пока 97 аварий.

В отделении ГИМС по Московской области корреспонденту «Газеты» заявили, что об эксперименте ничего не слышали и пока никаких договоренностей со страховщиками у них нет. По данным опрошенных «Газетой» страховщиков, тарифы в этом бизнесе составляют 1—2,5% от страховой суммы.

Примечательно, что специалисты «Ингосстраха», Военно-страховой компании, «Согласия» и «Альфастрахования» свою причастность к идее ОСАГО для владельцев «маломерок» отрицают. «Похоже, благодаря введению эксперимента страховщики получат дополнительный канал продаж. Я не исключаю, что на местах при регистрации будет происходить агитация за покупку полиса», — говорит начальник отдела морского страхования «Согласия» Светлана Меркулова. «Если организовать продажу полисов при пунктах МЧС, оно может превратиться в принудительное, — считает начальник управления страхования судов и ответственности судовладельцев «Ингосстраха» Сергей Трубицин. — Если эксперимент позиционируется как добровольный, может ли МЧС гарантировать, что у владельцев маломерок не будет проблем с получением регистрации без страховки? Если они будут, то лучше сразу вводить обязательное страхование». А в холдинге «Росгосстрах», куда в марте ушла команда из «Ингосстраха», анализировавшая для МЧС статистику по «маломеркам», заметили, что без статистики обсуждать введение такого закона преждевременно. «Мы готовы рассмотреть возможность участия в таком эксперименте», — сказал руководитель департамента транспортного страхования «Росгосстраха» Никита Минин.

КСЕНИЯ ЛЕОНОВА, www.gzt.ru