Страховые компании не хотят продавать ОСАГО: клиенты пишут жалобы

0
1865

По информации госорганов, россияне стали больше жаловаться на страховые компании. Жалобы клиентов связаны с отказом страховщиков подписывать договор ОСАГО, а также с навязыванием дополнительных страховок при продаже полисов. Данные говорят, что за последние 6 месяцев Федеральная антимонопольная служба получила больше 700 подобных жалоб, направленных 53 субъектами России. Оправдания себе страховщики находят в том, что убытки от продаж ОСАГО растут, а иногда даже перекрывают прибыль, которую приносят другие продукты.

Клиенты жалуются на недобросовестных страховщиков

Нормы Гражданского кодекса гласят, что страховщики не имеют права отказывать клиентам, если они хотят заключить договор ОСАГО. А если они навязывают дополнительные услуги, то нарушают закон «О защите прав потребителей». Руководствуясь этими положениями, клиенты подают жалобы на страховщиков, отказывающихся, по их словам, оформлять полис ОСАГО, или пытающихся навязывать лишние услуги. Лишь только в Роспотребнадзоре Архангельской области уже зарегистрировали 35 жалоб.

По информации ФАС, в ведомстве находится больше семисот обращений. На сегодня в 30 территориальных органах службы выданы предупреждения для страховых компаний. 17 органов возбудили дела в связи с нарушением антимонопольного законодательства, а в 7 регионах вынесли решения, признающие нарушения. Как поясняют в управлении, контролирующем финансовые рынки ФАС, антимонопольное реагирование можно применить лишь к тем компаниям, которые занимают господствующее положение в областях.

Служба Банка России, занимающаяся финансовыми рынками, в свою очередь сообщает, что жалобы от клиентов, которым страховщики отказали в заключении договора ОСАГО, начали приходить в октябре-декабре 2013 года. Пресс-служба регулятора отмечает, что, по словам пожаловавшихся, страховые компании отказывают как бы по причине отсутствия или переучета бланков ОСАГО или из-за необходимости покупать дополнительные страховые продукты. И число жалоб из разных областей России меньше не становится.

«Росгосстрах» – лидер по количеству жалоб

Некоторые источники из надзорных ведомств рассказывают, что больше всего жалуются на «Росгосстрах», который является лидером страхования ОСАГО (сумма взносов за полгода 2013 года составила 17,5 миллиардов рублей).

Только в этом месяце нарушителями стали филиалы ООО «Росгос¬страх» в Ивановской и Мурманской областях. В конце 2013 года предупреждения от ФАС были выданы филиалам в Республике Марий Эл и Республике Коми, а также в Брянске и других областях. А даже на Сахалине уже возбудили дело по злоупотреблению доминирующим положением. 

Некоторые источники сообщают, что СБРФР обратилось к «Росгосстраху» с предписанием о недопустимости такой практики. В самом же «Росгосстрахе» говорят, что обращения от россиян, недовольных обслуживающим персоналом в разных регионах страны, в компанию, которая занимается страхованием ОСАГО для больше, чем 13 миллионов автовладельцев, вполне естественны. Но, в то же время, нередко такие жалобы не подтверждаются. А также уточняют, что страхование связано с повышенным эмоциональным фоном и взаимным непониманием. А вот конкретные нарушения выявляются крайне редко.

Полисы ОСАГО убыточны для страховых компаний

Из-за дефицита бланков, в котором находят оправдания страховые компании, страховщики действительно страдают. Многие отдаленные регионы имеют зачастую 2-3 страховщика, а поток клиентов значительный. При этом бланки компаниям отпускают в количестве, ограниченном квотами РСА. Но основной причиной жалоб на недоступность ОСАГО является катастрофическая убыточность данного продукта для страховщиков.

Данные «Эксперт РА» свидетельствуют, что в прошлом году сумма выплат по ОСАГО превысила сумму взносов на 95%. По словам Игоря Иванова, заместителя гендиректора «РЕСО-Гарантия», коммерческие организации без серьезных оснований никогда не станут задерживать выплаты денег клиентами. Если это совершается, значит, экономика данных страховых продуктов в регионах убивает страховые компании. Иногда продажи ОСАГО уничтожают все достижения страховщиков в других видах страхования. Эксперты утверждают, что из-за высокой убыточности ОСАГО страховщики вынуждены отказываться от продаж этих полисов в некоторых регионах. Количество страховых компаний в проблемных областях становится меньше, а клиентский поток перераспределяется. Страховая компания «МАКС» сообщила, что из-за роста продаж ОСАГО в прошлом году (почти на 70%), страховщикам грозит высокая убыточность.

Причина убыточности ОСАГО — законодательные нормы

Финансовые потери от обязательного страхования автомобилистов объясняются принятыми законодательными нормами, в которых расширили права страхователей. К тому же показатели региональных коэффициентов ОСАГО во многих регионах уже долгое время не соотносятся с реальной убыточностью. Кроме того, по словам замгендиректора страховой компании «МАКС», массово происходят случаи фальсификации страховых происшествий по автомобильному транспорту. Эта сфера разработала целую индустрию. Так, в поисковых системах запросто можно найти объявления о покупке битых деталей.

Напомним, что ОСАГО появился в России в 2003 году. Тарифные ставки на этот вид страхования устанавливает правительство РФ. После введения ОСАГО их корректировали несколько раз, но величину базовых тарифов для большинства транспорта существенно не меняли. Страховые компании давно пытаются добиться повышения тарифных планов и указывают на все возрастающее количество автовладельцев и растущие цены на запчасти для автомобилей. В 2012 году Верховный суд решил распространить действие закона «О защите прав потребителей» и на автомобильное страхование. Это стало причиной роста убыточности в сфере автострахования.