Через полгода контролировать проведение техосмотра будут страховщики. Отсутствие талона лишит водителей возможности приобрести полис ОСАГО. Однако пока новый механизм, призванный упростить процедуру прохождения ТО, нуждается в уточнениях и доработках.
В Балтийском информационном агентстве прошел круглый стол, посвященный новой процедуре прохождения техосмотра. 1 июля 2011 г. президент России Дмитрий Медведев подписал федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». С 1 января 2012 года документ привязывает прохождение этой процедуры к оформлению полиса ОСАГО.
«Акцент переносится на полис ОСАГО, приобрести который можно будет лишь, предъявив талон техосмотра. Непосредственно проводить сам техосмотр страховые компании не планируют, да у них нет такой возможности», — сообщил Евгений Дубенский, президент Союза страховщиков Санкт-Петербурга и Северо-Запада. Регулятором рынка ТО станет Российский союз автостраховщиков (РСА), который будет осуществлять аккредитацию станций диагностики.
При этом остается 2-летний переходный период, который оставляет возможность проходить ГТО «по старинке» через ГИБДД. От прохождения процедуры техосмотра будут освобождены владельцы новых автомобилей (до 3 лет). Машины в возрасте от 3 до 7 лет должны будут заезжать на ТО раз в 2 года, а старше 7 лет – один раз в год.
Более того, пройти ТО можно будет на любой диагностической станции страны, уже без привязки к региону. «Автомобилисты получат возможность проходить проверку технического состояния абсолютно на любой станции, поэтому могут возникнуть ситуации, когда машины, зарегистрированные в Петербурге, будут проходить ТО на территории других регионов, например, Дагестана или Чечни. Если в Петербурге контроль будет более-менее серьезный, то за все остальные субъекты я бы так смело не говорил», — считает Александр Холодов, вице-председатель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов».
Другие сложности
Итак, с 1 января 2012 года полис ОСАГО будет продаваться только при наличии действующего талона техосмотра, выданного не более чем за 6 месяцев. В противном случае автомобилисты будут отправлены на повторное прохождение ГТО, отмечает директор Северо-Западной дирекции СК «Эрго-Русь» Андрей Знаменский. «Кроме неудовольствия водителей, надо понимать, что и продавец, к которому пришел клиент за полисом, будет далеко не в восторге от такой ситуации. Ведь человек, которого он отправил на ТО, вряд ли к нему вернется», — сетует он.
По его мнению, одна из первых проблем, которую придется решать страховому сообществу – борьба с агентами, которые будут пытаться выписывать полисы в тех случаях, когда техосмотр или не действует или его срок заканчивается раньше, чем это отведено законодательством.
Начиная со следующего года, компании будут обязаны вносить в единую электронную базу всю информацию о договорах страхования ОСАГО, которую, кстати, предстоит создать с нуля. Предполагается, что в течение 2012 года страховщики выгрузят в нее все сведения о ранее заключенных договорах, начиная с 2003 года. С помощью базы, в частности, можно будет отследить всю историю аварийности водителей каждой машины.
Пока же примерно 30% полисов ОСАГО в Петербурге выписываются вручную (агентами). В результате перехода к электронному документообороту возможности покупки полиса ОСАГО будут существенно ограничены, считают страховщики.
«Страховое сообщество приложит все усилия, чтобы у нас ушла в небытие продажа талонов техосмотра. Сейчас разрабатываются самые разнообразные механизмы, о которых говорить пока рано», — рассказывает Андрей Знаменский. К слову, сегодня, по разным оценкам, около 20% машин в России не соответствуют техническим требованиям безопасности.
Удачный опыт
В Петербурге сегодня действуют 55 станций диагностики, из них лишь 2 – государственные. «На сегодняшний день СПб – единственный регион в России, где стоимость прохождения ТО не тарифицирована правительством субъекта, а основана на рыночной экономике. При этом нет никаких очередей, а оснащение станций соответствует всем европейским требованиям. Поэтому очень хотелось бы, чтобы при разработке нового механизма наш опыт был учтен», — надеется директор профессионального объединения пунктов техосмотра Петербурга Константин Школьник.
Его коллега «по цеху», генеральный директор «Автомобильный центр безопасности дорожного движения» Владимир Машнин, указывает, что в Петербурге и Ленинградской области в течение последних 10 лет создавалась единая информационная база, которая содержит информацию о том, прошел ли автомобиль ТО, когда это произошло, и кто его исполнитель, а также какие нарушения имеет тот или иной владелец и т.д. «Если бы такая информационная сеть, как в Петербурге, создавалась одновременно и в других регионах, то вопрос ее объединения стоял бы легко и просто», — считает он.
Пока же требований по аккредитации станций диагностики до сих пор не выработано, как и не определена точная стоимость прохождения ТО. Эти и другие вопросы будут решены осенью, ожидают эксперты.
Дмитрий Бардачев, 110km.ru