Зацепил соседскую машину: остановись

0
2037

Открытые автостоянки Петербурга переполнены транспортом. Машины, порой, стоят так кучно, что процесс парковки превращается в настоящую русскую рулетку – «задену — не задену». Как поступить, если вы нечаянно «притерлись» своим кузовом к соседскому автомобилю, чтобы не лишиться страховой выплаты или, еще хуже, водительских прав?

 

Для начала автопортал 110km.ru опросил своих читателей: «На автостоянке Вы задели соседний автомобиль. Ваши действия?» . Из 2,5 тыс. проголосовавших 40% сознались, что как можно скорее покидают место «преступления» и лишь каждый четвертый старается найти владельца пострадавшего автомобиля. Вызывают ГИБДД для оформления ДТП 25% водителей, сообщают о случившемся сотруднику стоянки — 15%, обращаются к друзьям за советом – 10%.

 

 

Необходимо знать, что данное событие, по сути, ничем не отличается от обычного ДТП. Поэтому, оказавшись в подобной ситуации, эксперты рекомендуют поступать точно так же, как и при любом другом ДТП. «Следует обращаться в страховую компанию, которая вызовет ГИБДД, а также может вызвать аварийного комиссара. Фиксация факта события компетентными органами поможет в дальнейшем избежать как возникновения проблем с потерпевшим (по ОСАГО), так и при устранении собственных повреждений (по КАСКО)», — рекомендует Дмитрий Шароваров, руководитель службы качества филиала РЕСО-Гарантия в Петербурге.

 

 

Александр Холодов, председатель межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» напоминает, что за скрытие с места ДТП «светит» очень суровое наказание — либо лишение водительского удостоверения от 1 до 1,5 лет, либо арест до 15 суток. «Не говоря уже о том, что вред позднее придется возмещать самому. Или добровольно или по суду — своей страховой компании, которая предъявит регрессный иск», — добавляет правозащитник. Эксперты не советуют пытаться скрыться, еще и потому, что многие стоянки и парковки оборудованы видеокамерами, и с большой вероятностью выйдет себе дороже.

 

По статистике ГИБДД, виновников ДТП удается вычислить крайне редко. Так, в Петербурге за 5 месяцев 2010 г. произошло более 11 тыс. ДТП, с места которых водители скрылись (пострадавших не было). Это на 850 случаев больше, чем в прошлом году. Из них установлено виновников ДТП лишь 17%. «Многие пострадавшие не запоминают ни номера машины, ни марки, отсутствуют свидетели, и шансов найти автомобиль виновника мало», — говорит начальник отдела пропаганды Управления Госавтоинспекции ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Татьяна Зыбина.

 

 

 

При мелких ДТП достаточно договориться


Согласно Правилам дорожного движения, до приезда сотрудников ГИБДД водитель обязан остановиться, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки. «Надо помнить, что в случае вызова ГИБДД не включенная «аварийка» или не выставленный знак могут повлечь штраф 1000 руб. Категорически не рекомендуется в случае отсутствия на месте водителя пострадавшей машины уезжать, никуда не позвонив, пусть даже и оставив свои координаты», — предостерегает Александр Печорин, директор департамента урегулирования убытков Северо-Западная дирекции «РОСНО».

 

 

Если вы не оспариваете свою вину, и второй участник находится на месте ДТП, то можно попытаться согласовать вопрос об урегулировании события без вызова сотрудников ГИБДД. Речь идет о так называемом «европротоколе». Это право действует уже чуть больше года. Им можно воспользоваться при условии, что в ДТП нет пострадавших, и ущерб не превышает 25 тыс. рублей. Но это возможно в случае, если  у обоих участников ДТП только полис ОСАГО. Дело в том, что при наличии КАСКО, в большинстве случаев (зависит от условий договора страхования), страховой компании необходима справка из ГИБДД для произведения выплаты.

 

В случае отсутствия второго участника ДТП избежать вызова сотрудников ГИБДД не удастся. «Мы настоятельно рекомендуем не оставлять место ДТП. К сожалению, оставленная визитка (так иногда поступают) с вашим номером телефона под дворником поврежденного вами транспортного средства, не гарантирует, что второй участник не вызовет ГИБДД и, в итоге, вы не окажетесь без водительского удостоверения — за оставление места ДТП. А если у второго участника КАСКО, то с большой вероятностью так и будет», — говорит Владимир Быстров, генеральный директор «Общества Содействия Автомобилистам».

 

 

По словам Александра Печорина, в условиях договора КАСКО может быть предусмотрена возможность выплаты без оформления документов ГИБДД или ОВД – один-два раза в год, на определенную сумму или по определенным повреждениям. В этом случае виновник ДТП может и не вызывать сотрудников милиции, если потерпевший не имеет к нему претензий и также не хочет оформлять это ДТП в ГИБДД (это лучше зафиксировать документально, распиской). «Для принятия такого решения надо внимательно изучить правила страхования КАСКО и посоветоваться по телефону с представителем страховой компании. Виновник может это сделать, но потерпевший – нет, если у него договор КАСКО и виновник известен. В этом случае надо оформлять происшествие в ГИБДД или ОВД, а иначе страховая компания будет лишена права на суброгацию – это отказ в выплате», объясняет г-н Печорин.

 

Если же соседский автомобиль был поврежден не при движении, а в результате, например, неосторожного открывания дверцы (при этом обе машины стояли), то это не ДТП; ГИБДД на такой вызов не поедет, и полисы ОСАГО тут ничем не помогут, разъясняет Александр Печорин. В таких случаях повреждение машины следует оформлять в территориальном органе внутренних дел, у участкового инспектора для целей КАСКО или гражданского иска к виновнику.

 

 

Аварийная помощь


Если условиями договора КАСКО или реже ОСАГО предусмотрены услуги аварийного комиссара, то первым делом надо позвонить в эту службу или в call-центр страховой компании. Оператор разъяснит последовательность действий и сможет направить на место наряд ДПС. При отсутствии услуги аваркома в СК, водитель может получить эту услугу платно. «Аварийный комиссар может прибыть на место происшествия и документально зафиксировать обстоятельства происшествия (цифровая съемка, схема и др.), разъяснить дальнейшие действия. При самостоятельном урегулировании могут возникнуть сложности по подтверждению обстоятельств ДТП», — говорит Анатолий Зубарев, директор по развитию НП «Вебер Авто».

 

Аварийный комиссар поможет предварительно определить степень ущерба, чтобы понять, необходимо ли вызывать сотрудников ГИБДД или можно оформлять документы без их участия. Владимир Быстров: «Поскольку разница в стоимости автомобилей колоссальная, один и тот же элемент у разных моделей может отличаться по стоимости в десятки раз. В случае оформления документов без сотрудников ГИБДД, аварийный комиссар поможет правильно их оформить, чтобы потом не было проблем при подаче их в страховую компанию». По его словам, таких обращений не очень много, так как в большинстве случаев многие пытаются решить все на месте без оформления документов. Потерпевшие обращаются чаще, поскольку виновники не всегда понимают смысл вызова аварийного комиссара за свой счет.

 

 

Стоимость услуги аварийных комиссаров в Петербурге составляет в среднем 900-1000 руб. Время ожидания комиссара на месте ДТП — до 40 мин, еще до получаса займет оформление документов.

 

Дмитрий Бардачев, 110km.ru