Страховым компаниям удалось добиться цели – Советом Федерации была одобрена поправка к ОСАГО, исходя из которой, страховики отныне могут лично определять уровень изношенности автомобильных деталей. Ранее водителям предоставлялась возможность получать страховые выплаты по более реальной ремонтной стоимости, с момента вступления в силу поправок в закон – не менее 20%.
Поправка предусматривает учет износа замененных в процессе восстановления транспортного средства деталей при расчете компенсационной суммы. Износ, превышающий восемьдесят процентов цены детали, не предусматривает никаких начислений. Со слов председателя комитета финансового рынка и денежного обращения Дмитрия Ананьева, учету износа предшествовали некоторые судебные разбирательства, исходя из которых, были сделаны определенные выводы, а в соответствии и поправки. К таким выводам и решениям побудили случаи, когда страховщикам приходилось ремонтировать старые автомобили абсолютно новыми деталями. Необоснованная прибыль пострадавших в аварии, по мнению законотворцев, должна пресекаться на корню.
Закон об ОСАГО и вправду не предусматривал выплат с учетом определенного уровня износа. Не смотря на это, всеми страховиками практиковалась процедура выплат именно с данным учетом. По словам Александра Чернова (генерального директора ООО «Чернов и Партнеры») – в судебной практике наблюдаются изрядные противоречия. Верховным судом Российской Федерации выгораживалась выплата компенсаций при учете износа, а Высшим арбитражным судом наоборот – без учета. Следовательно, авто владельцы даже не ощутят «узаконивания» неких поправок, которые уже давно активно применяются на практике.
Стоит отметить активизацию давнего противостояния, которое с новой силой воспылает между авто владельцами и страховикам. Иски так и заваливают суды со стороны потерпевших владельцев транспортных средств. Пресс секретарем Казанского Вахитовского райсуда Еленой Ковалем была предоставлена статистика, которая говорит о восьмистах подобных исках лишь за прошедший год, из которых рассмотрено 500 и отказано лишь в двадцати. Со слов экспертов, которые подтверждаются статистикой, удовлетворение исков находится на предельно высоком уровне.
Все авто владельцы в недоумении – добровольная страховка (например, каско) оказывается намного выгоднее, но путь к дороге перекрывает ОСАГО. На лицо очередной принудительный отъем денег, с чем страховики не соглашаются, и вряд ли когда-то согласятся.
Один из Росгосстраховских сотрудников (представился Маратом) объясняет процедуру подсчета износа старой машины, с последующей выплатой. Под рассмотрением находится само транспортное средство, а не приобретенная в магазине деталь. Вы имеете абсолютное право приобретать понравившиеся комплектующие, но нет гарантий того, что вы по ним получите полную компенсацию. Страховики не собираются оплачивать обновление вашей машины, а в случае недовольства – приходится покупать детали старого образца.
Задачей оценщика является объективный и точный расчет суммы, необходимой для ремонта. Отчеты оценки содержат две суммы ремонта – при учете износа и без учета, хотя непосредственных методик оценок существует масса. Выбор одной из двух сумм стоит за страховщиками, судами или другими лицами, которые выступают в качестве заказчиков отчетов оценки.
Принятая поправка призывает к тому, чтобы никто вовсе ничего не платил, так ее комментирует один из водителей. Страховка по описываемой схеме приравнивается к одному из банальных «лохотронов» — больше содрал денег с владельца ТС, больше и заработал. Исходя из доброго жеста со стороны правительства, авто владельцы теперь будут получать всего лишь пятую долю от общего количества затрат. Недовольство «принудительных потребителей» такого страхования выходит за все возможные рамки.
Возмущенных людей очень легко можно понять: пошлины выросли, цены подняты, страхование, ставки все растет не по дням, а по часам. И вот еще одна новость изношенные детали необходимо заменять изношенными. И какой смысл тогда от такой страховки.
Теперь выходит, что страховые компании должны обязательно учитывать износ деталей, которых необходимо заменить. Раньше же они считали их по возрасту машины и имели для себя не плохую выгоду, такое мнение было высказано аналитиком ИК «ФИНАМ» Константином Романовым. В нынешнее время законодательство решило немного ограничить аппетит страховых компаний, которые стремятся оптимизировать компенсацию в таких ситуациях. Законодатели запретили страховщикам начислять износ на новые детали больше 80 процентов. Таким образом, автомобилисты, которым тяжело, в большинстве случаев, получить возмещение за ущерб, могут рассчитывать хоть на какую-то поддержку со стороны властей. Получить полную стоимость закон не обещает, ведь детали автомобиля будут хоть немного, но уже изношены. Поэтому пострадавший в ДТП авто владелец сможет получить возмещение намного ближе к реальной сумме ущерба.