Как обмануть автостраховщика?

0
2574

 

На брифинге страховой компании «ERGO Русь» не мог не всплыть вопрос о мошенничествах, связанных с автомобильной страховкой. Действительно, страховщиков все время пытаются обмануть.

По мнению Вячеслава Калашникова, возглавляющего московскую дирекцию «ERGO Русь», с началом кризиса наблюдается рост количества попыток страхового мошенничества. Способы применяются разные.

Например, достаточно часто автовладельцы пытаются застраховать «задним числом» машину, которая уже пострадала в аварии. Надо учесть, что процедуры сейчас максимально упрощены, и купить полис можно даже без предъявления автомобиля «живьем». Однако фотографии предъявлять все же надо. В описанном на брифинге случае страховщики обратили внимание на то, что фото сделано небрежно, да и машина при съемке была очень грязной. Заподозрив подвох, автомобиль проверили, и выяснили, что он был поврежден. Попытка провалилась.

Однако не все мошенники так наивны. В другом случае для получения полиса были представлены фотографии другого автомобиля той же марки – на него просто перевесили номера. Что именно насторожило экспертов компании, журналистам не рассказали (и это правильно – не нужно устраивать в СМИ курсы повышения квалификации мошенников). Служба безопасности «ERGO Русь» провела поиск и нашла документы по ДТП, в котором участвовала эта машина. Оказалось, что она «сходила на крышу», и повреждения были весьма и весьма серьезными.

Особый класс составляют «мошенники по мелочам». Такой автовладелец, скажем, разбив фару, получает страховку. Купив и установив новую фару, старую он не выбрасывает, а делает «инструментом мошенничества». Еще раз застраховав машину в другой компании, он через некоторое время меняет целую фару на разбитую – и вновь получает страховку. Если учесть, что цена оптики на некоторых автомобилях весьма и весьма весома, то доход мошенника (и убыток страховщиков) не так уж и мал. Затем мошенник идет в следующую страховую компанию (СК) — ну, и так далее…

Остановить такую цепочку мошенничеств можно только в результате взаимодействия страховых компаний. С этим в России, как справедливо отметил генеральный директор «ERGO Русь» Александр Май, пока плохо. Единая база данных СК и страховая история у каждого клиента сделали бы невозможной подобную «цепочку» — и не только ее, но и многие другие виды мошенничеств. Пока же компании взаимодействуют в основном на уровне личных контактов. В результате в «едином поле безопасности» автострахования образуются изрядные дыры, которыми и пользуются мошенники при «переходных» (то есть связанных с более чем одной СК) операциях.

Отдельное место в ряду мошенничеств занимают «ложные хищения». И хорошо еще, если они ограничены, скажем, бамперами, зеркалами и фарами, которые сам владелец снял, а потом заявил о краже. На вопрос о том, участились ли в период кризиса хищения грузовиков вместе с грузом, Александр Май, дал весьма интересный ответ. «Да, участились. Только вот слишком часто выясняется, что компания-владелец сама перегнала эти фуры куда-нибудь за Урал, и там благополучно реализовала – а потом заявила о том, что машины угнали», — рассказал он.

Так что вполне понятен тот «нездоровый скептицизм», который проявили в милиции, куда я пришел с заявлением о том, что из бампера взятого на тест-драйв автомобиля выковыряли датчики парктроника (был такой случай в моей практике). Если учесть, что парковочный датчик может стоить тысяч пятнадцать рублей, а блок омывания фар — и того дороже, искушению поковыряться в бампере подвергаются не только жулики, но и «честные» (однако же склонные к мошенничеству) автовладельцы.

Однако подлинным бичом СК является мошенничество среди страховых агентов. Особенно, по словам Александра Мая, этим грешат страховые брокеры. В результате приписок при оценке последствий страхового случая, компании переплачивают до 30-ти процентов от реальной величины страховых выплат.

И не следует думать, что это является «особенностью национального автострахования». Как рассказал Александр Май, с этой же проблемой мучаются страховщики в Германии. Правда, там потери от приписок чуть меньше (20%), однако и этого достаточно, чтобы отказаться от мифа о выдающейся законопослушности немцев.

Люди везде одинаковы, и процент «фармазонов» (так мошенники именовали себя в старые времена) мало меняется в зависимости от национальности. Противопоставить этому страховые компании могут только тесное взаимодействие. Единая база данных – как по клиентам, так и по персоналу – позволит СК снизить потери.

Можно думать, что автовладельцев это не касается. Однако это не так. Потери от мошенничества являются «обычной» статьей издержек СК, которая влияет на прибыльность компании. Предположим, что страховым компаниям удалось снизить потери от приписок с «российских» 30-ти процентов до «немецких» 20-ти процентов. СК получат дополнительную возможность снизить стоимость своих полисов. А в условиях конкуренции (ее жесткость на российском рынке постоянно нарастает) этой возможностью компаниям просто придется воспользоваться. В результате выиграет «обычный автовладелец».

 

Алексей Захаров, finamauto.ru