Автокредитная история

0
750

В понедельник на сайте Министерства промышленности и торговли РФ (Минпромторг) появилось сообщение о готовящемся двукратном сокращении финансирования программы льготного автокредитования в 2009 году — с двух миллиардов рублей до одного. Проект поправок в соответствующее постановление правительства РФ готов и уже в ближайшее время будет отправлен на согласование в профильные министерства.

По заявлению чиновников, из-за того что правительственная программа по субсидированию автокредитов заработала в полную силу только во втором полугодии, при существующих темпах продаж покупатели, желающие получить заем, не успеют выбрать всю выделенную в начале года сумму господдержки.

 

 

Всего на финансирование льготного автокредитования правительство решило дать шесть миллиардов рублей – по два на три ближайших года. Теперь сэкономленный в 2009 году миллиард планируется перенести на 2010 год, так как именно тогда, по расчетам специалистов Минпромторга, спрос на субсидированные государством займы достигнет максимума.

 

Однако, несмотря на радужные прогнозы государственных чиновников, у российских автопроизводителей мало поводов для оптимизма. Даже если бы правительственная программа по льготному автокредитованию была реализована в этом году в полном объеме, она бы не смогла существенно улучшить ситуацию – по оценкам экспертов, двух миллиардов хватило бы только на компенсации по займам для покупателей 100 тысяч автомобилей, а это немного даже для падающего российского авторынка.

 

Сейчас, сокращая финансирование льготных автокредитов в два раза, чиновники признают, что в этом году правительственная программа по стимулированию автомобильных продаж на российском рынке фактически провалилась.

 

Об этом же говорят и цифры: за первые семь месяцев 2009 года из 879 тысяч автомобилей, которые, по данным AEB, были проданы на российском рынке, с помощью программы льготного автокредитования оказалось реализовано всего 23,4 тысячи, то есть менее трех процентов. 

 

Пытка-попытка

Чтобы понять, почему старания государства поддержать отечественного авторынок «по-заграничному», то есть стимулируя спрос, а не финансируя автопроизводителей, закончились неудачей, стоит вспомнить, как российское правительство боролось с последствиями кризиса в автомобильной промышленности в последние полгода.

Первая попытка была предпринята в феврале, когда премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение правительства РФ № 139-р, по которому на субсидирование автокредитов из бюджета было выделено два миллиарда рублей.

 

При этом речь шла о льготных займах, которые выдавались на покупку произведенных в России автомобилей стоимостью до 350 тысяч рублей, а размер компенсации составлял две третьих ставки рефинансирования Центробанка, которая вычиталась из процентной ставки по кредиту.

Перечень моделей, на которые распространялось это предложение, был утвержден Минпромторгом и включал в себя все автомобили, выпускаемые на «АвтоВАЗе», внедорожники UAZ Patriot и Chevrolet Niva, а также шесть иномарок, собираемых в России. Правда, уже после запуска программы выяснилось, что льготный кредит можно получить только на одну модель иностранного производителя из списка Минпромторга (Renault Logan) – все остальные стоили дороже 350 тысяч рублей.

Из-за бюрократической волокиты первые автокредиты по этой программе были выданы только в начале апреля, но ажиотажа у покупателей автомобилей не вызвали – к середине мая при финансовой поддержке государства было выдано всего лишь 5500 займов. И тогда в Минпромторге предприняли вторую попытку спасти российский авторынок, предложив расширить сферу действия льготных автокредитов.

 

 

Премьер-министр с этим предложением согласился и в середине июня подписал действующее по сегодняшний день постановление правительства, согласно которому стоимость субсидируемых автомобилей была увеличена с 350 до 600 тысяч рублей, а их перечень дополнен коммерческим транспортом с разрешенной массой до 3,5 тонны. Кроме того, в новых правилах предоставления льготных автокредитов был уменьшен с 30 до 15 процентов первоначальный взнос, а также расширен список банков, которым разрешено выдавать льготные кредиты.

 

Однако даже в таком виде финансовая помощь, предложенная государством потенциальным заемщикам, не привела к существенному росту продаж автомобилей в России.

 

Компенсация за кризис

А тем временем в ряде стран Западной Европы благодаря поддержке государства продажи автомобилей бьют докризисные показатели. Например, в Германии за первую половину 2009 года было продано на 26 процентов больше автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. 

 

Правда, здесь решили, что в условиях кризиса гораздо эффективнее не уменьшать ставки по кредитам, а дать покупателям «живые» деньги в качестве компенсации за утилизированный старый, не соответствующий современным правилам безопасности и экологическим стандартам автомобиль.

 

Первой такую «бонусную» систему еще в феврале ввела Германия. Здесь каждому покупателю, согласившемуся при покупке новой машины сдать в утиль автомобиль старше девяти лет, государство выплачивает 2500 евро. Затем примеру Германии последовали Италия, Франция, Испания, Словакия и Великобритания.

 

 

Во всех этих странах сразу после введения компенсации начался подъем на автомобильных рынках. Июньские продажи в Франции по сравнению этим же месяцем 2008 года выросли на 7,1 процента, в Италии – на 12,4 процента. Авторынками Испании и Великобритании пока побить достижения последнего докризисного года не удается, но и здесь значительно вырос спрос по сравнению с маем – на 20 и 15 процентов соответственно.

 

Сенат США быстро отреагировал на успехи европейских коллег и тоже выделил миллиард долларов на выплату бонусов (в размере от 3500 до 4500 долларов) покупателям новых экономичных автомобилей, которые согласятся утилизировать свою старую машину. Программа оказалась настолько востребованной, что уже через неделю после ее запуска первый миллиард долларов закончился, и законодатели приняли решение выделить на эти цели из бюджета еще два. 

 

Бонус для пилота

В российском правительстве, естественно, в курсе успехов зарубежных коллег и тоже предлагают давать бонусы отечественным автомобилистам, которые согласятся сдать свой старый автомобиль на утилизацию и взамен купить новую, сделанную в России, легковушку. Пока чиновники хотят установить размер компенсации на уровне 50 тысяч рублей и премировать этой сумой тех автовладельцев, которые избавятся от автомобиля старше 10 лет.

 

 

Правда, когда такая программа заработает в нашей стране, пока неизвестно. По крайней мере, в Минпромторге обещают запустить пилотный проект по выплате компенсаций за старые машины не раньше 2010 года, да и то в пробном режиме всего в нескольких городах России, среди которых, скорее всего, будут Москва, Санкт-Петербург, Самара и Нижний Новгород.

К тому же, сделав в начале года ставку на субсидирование автокредитов, правительственные чиновники не хотят признавать свою ошибку и настаивают на том, что эта программа стимулирования авторынка оказалась успешной. Более того, по похожей схеме планируется субсидировать ипотеку — Владимир Путин уже поручил Министерству регионального развития РФ проработать соответствующее предложение.

 

А если уже есть одна «действенная» программа помощи автопрому, то зачем спешить со второй?

 

Артем Бетев, auto.lenta.ru