О текущей ситуации на рынке автокредитования, проблемах автомобильной отрасли, льготных программах и о многом другом мы попросили рассказать заместителя начальника Департамента розничных продаж ЗАО «КБ Открытие» Сергея Костюкова.
Как Вы оцениваете текущее состояние рынка автокредитования?
В состоянии стагнации, но с надеждой на повторение прошлых подвигов.
На Ваш взгляд, насколько целесообразна и эффективна действующая правительственная программа льготного автокредитования? Расскажите о плюсах и минусах этой программы?
Основной плюс, что она есть в принципе. В противном случае падение автомобильного рынка было бы еще сильнее. Но есть вопросы. Первое что непонятно – ограничение перечня банков, участвующих в данной федеральной программе, только госбанками. Здесь скорее можно было сконцентрироваться на ограничении списка производителей и выпускаемых моделей в части требования максимального уровня локализации производства. Есть все же определенная разница между крупноузловой сборкой и полным сборочным циклом. Но
я против того, чтобы данная программа распространялась только лишь на продукцию АВТОВАЗа.
Этот момент можно было бы отрегулировать ставкой: в зависимости от уровня производства меняется и ставка – для производителей полного цикла субсидируется ставка рефинансирования в полном объеме, для уровня локализации в 10-15% в размере двух третей, для уровня менее 10% в размере одной трети. Опять же максимальную стоимость автомобилей по программе можно было бы изначально рассматривать в том размере, в котором она принята во второй версии – 600 000 рублей, опять же с наложением ограничений на производителя, а не на банк.
Да исаму программу можно было упростить:
к примеру, заявить о фиксированной сумме субсидии в размере 50 тысяч. Интересы АВТОВАЗа в данном случае изначально учтены – фиксированная субсидия в относительном выражении при приобретении «Жигулей» гораздо привлекательнее. Программа была бы куда проще для понимания потребителя и эффективнее, чем накачка завода многомиллиардными кредитами. По факту же вышло, что изначально интересы АВТОВАЗа защитили ограничением стоимости (до 350 000рублей), а по прошествии времени, поняв, что программа не выполняется в плановом режиме, отпустили данные ограничения к производителям, оставив при этом требования к банкам.
Как изменились условия кредитования в этом сегменте в период кризиса?
Несколько ужесточились требования к заемщику и появился ряд ограничений в условиях программ: большинство банков сократило срок кредитования по программам, увеличился средний размер первоначального взноса за автомобиль, увеличился список документов для предоставления – обязательными для большинства банков являются 4 документа: паспорт РФ, водительское удостоверение, копия трудовой книжки и справка о доходах. Также ряд банков отказался от кредитования подержанных автомобилей и коммерческого автотранспорта.
Произошел ли передел рынка в пользу госбанков?
Несомненно, банки с госучастием существенно увеличили занимаемую долю рынка в связи с кризисом. Лояльные условия кредитования и достаточно заметные изменения в подходе самих госбанков к рассмотрению заемщиков и к рынку в целом помогли данным банкам в кризисный период увеличить портфель автоссуд. Сыграла свою роль, пусть и не в планируемом объеме, программа субсидирования при покупке отечественных авто, в которой монопольно участвуют данные банки. Увеличению доли способствовало и сокращение самих участников рынка автокредитования из числа коммерческих банков. Тем не менее, коммерческие банки не намерены оставлять занятых позиций.
Кризис и ослабление позиций старыми лидерами – это благодатное время для появления новых игроков на рынке, таких как КБ Открытие.
Какие основные проблемы у нашей автомобильной отрасли?
Обвальное падение спроса, как следствие роста уровня безработицы, цен, стоимости кредитования и снижения уровня потребительской уверенности, а также высокая долговая нагрузка автомобильных дилеров.
Ваше личное мнение, отличается ли качество автомобиля иностранной марки, собираемой в России от качества сборки автомобиля то же марки в стране, где он производится традиционно?
Нет, конечно. Это из разряда потребительских комплексов.
Есть стандарты качества, жестко контролируемые производителем.
Да и где они собираются традиционно? Раньше, приобретая автомобили известных мировых (японских или немецких, к примеру) брендов, премиальных в том числе, нас не особо беспокоило, что сборка осуществлена в Турции, Мексике или Венгрии. А сейчас вдруг сомнения по поводу российской сборки. Локализация производства в территориальной зоне, отличной от страны происхождения бренда, давно уже норма рынка. Более дешевая рабочая сила, льготные условия налогообложения, таможенного оформления, перенесение производства к месту перспективного рынка сбыта являются типичными причинами к открытию новых производств в развивающихся странах, как в автомобильной отрасли, так и во многих производственных отраслях. Так что никаких отличий не вижу, и как потребитель я буду только рад поддержать отечественного сборщика/производителя личной покупкой.
Есть ли сейчас какие-то позитивные изменения на рынке автокредитования?
Постепенно восстанавливается и растет уровень кредитных продаж, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, у клиентов растет уверенность в завтрашнем дне. Конечно, к докризисным уровням в 40-50% рынок вернется не в ближайшей перспективе, но есть системные причины, ограничивающие быстрое восстановление рынка.
Какие банки сейчас реально предлагают услугу автокредитования?
Банки с госучастием, дочки крупных западных розничных банков и ряд частных банков.
В целом, к чему должен готовиться потенциальный заемщик, который хочет взять автокредит?
К выбору. Во всем остальном для него мало что изменилось. Да, ставки по кредитованию несколько выше, чем в докризисный период, но при этом существенно расширилось предложение специальных программ кредитования, в том числе и у КБ Открытие – не так давно у нас стартовала программа «Авто в рассрочку». На текущий момент клиент имеет возможность приобрести автомобили марки Peugeot, Opel, Mazda, Skoda, Chevrolet и Honda в беспроцентную рассрочку платежа при приобретении данных марок у определенных дилеров, участвующих в программе, перечень которых можно узнать на сайте банка. //www.bank.ru